Режим труда и отдыха дальнобойщика — сколько можно ехать в сутки, правила работы


Работа водителя, занимающегося грузоперевозками не только тяжелый труд, но и большая ответственность. Отдых дальнобойщика – обязательное условия для безопасности работника, своевременной транспортировки товаров. В этот период водитель освобожден от обязанностей, занимается личными делами.

Отдых дальнобойщика

Особенности графика

Правила внутреннего трудового распорядка фиксируют режим труда и отдыха, сведения прописываются в трудовом контракте. В документации указывается продолжительность рабочего дня, перерывы, выходные. В грузоперевозках используется три вида графиков:

  1. Сменного типа – водитель идет днем, вечером, ночью, как прописано в расписании. График каждый месяц составляется отделом кадров, работника заранее уведомляют о внесенных изменениях. Информация отправляется сотруднику за 3-5 дней до начала следующего месяца.
  2. Разрывного – смена включает 1-3 периода с перерывами, на протяжении дня поездки идут неравномерно, что позволяет исключить переработки. Первый разрыв начинается через 4 часа от начала работы, последний завершает стоянку.

При ненормированном перевозчик вызывается на работу по необходимости. Продолжительность рабочего времени не установлена, оплата проводится по пунктам коллективного соглашения.

Время отдыха

В России используются несколько видов отдыха:

Перерывы

Занимают от 0,5 до 2 часов, если смена продолжается больше стандартной восьмичасовой, то назначается два промежутка, с суммарной продолжительностью до 120 минут. Значения выставляются кадровым отделом в документации.

Ежедневный отдых

Длится в 2 раза дольше, чем предыдущий рабочий день, при условии его суммирования с перерывом. После стандартной восьмичасовой смены с перерывом в 60 минут, водитель отдыхает около 15 часов. Если промежуток составлял 120 минут, то отдых продолжается 14 часов.

Суммированный учет рабочего времени предполагает не меньше 11 часов отдыха, исключением является:

  • сокращение до 9 часов – не чаще 3 раз в неделю;
  • деление на 2 части – 3 часа отдается на первую, 9 – на вторую;
  • девятичасовой отдых положен перевозчикам, работающим в паре.

Приказ 424 позволяет заменять ежедневный на еженедельный отдых – выходной.

Перерывы между частями смены

Рабочее время делится на промежутки при согласии сотрудников. Между ними формируются перерывы, спустя каждые 5 часов работы. Общее время отдыха не превышает:

  • при пригородных, городских перевозках – 3 часов;
  • междугородних, международных – 5 часов.

Нюансы согласовываются с водителем.

Выходные

Непрерывный еженедельных отдых дальнобойщика составляет 45 и больше часов. Допускается сокращение до 1 суток, не чаще 1 раза в 2 календарные недели. Остальное время перенаправляется на последующий 21 день.

При одновременной работе 2 водителей отдых уменьшается до 1 дня еженедельно. Недостающее время переносится на оставшиеся 3 недели. Привлечение к работе в праздничные дни, считающиеся нерабочими, возможно при согласии сотрудников и специфике труда, связанной:

  • с невозможностью приостановки деятельности из-за производственно-технических условий;
  • ремонтными, погрузочными, разгрузочными работами.

Подробнее условия привлечения работников во время выходных и праздников описывается в ТК ст. 113.

Отпуска

Оплачиваемый отпуск дается ежегодно и составляет 28 дней. При ненормированной работе предоставляются дополнительные 3 суток к основным. Продолжительность рассчитывается по нормативам организации, коллективного договора.

При вредных или опасных грузоперевозках отпуск продлевается на 1 календарную неделю. Опасность или вредность определяется специальной проверкой, информация прописывается в трудовом контракте.

Кроме основных параметров используются дополнительные перерывы. Непрерывно вести автомобиль можно до 4,5 ч. После остановки следует разрыв на три четверти часа, допускается деление 45 минут на 2-3 части. Из них первая продолжается 15 мин., вторая – полчаса. Разрешается превышение предельного периода вождения на 60 мин., если транспорт двигается в направлении конечного пункта разгрузки или стоянки грузовиков.

Время отдыха

Европейские нормы

В Европе дальнобойщики соблюдают аналогичные нормативы, законодательство уточняет следующие правила:

  1. Ежедневное вождение не превышает 9 ч., еженедельное – 56 ч. Через 4,5 ч. следует 45 мин. перерыв, на котором запрещено заниматься любой работой.
  2. Стандартный рабочий день длится не больше 13 ч. Водитель имеет право пользоваться различными видами отдыха, включая обязательную стоянку на 11 ч. Если в грузовике есть спальное место, транспорт находится на стоянке, то спать дальнобойщик может на месте.
  3. На еженедельный отдых отводится 45 ч., вне зависимости, один водитель числится на рейсе или двое. В обязанности транспортной фирмы входит инструктаж, отслеживание времени вождения, применение контрольных книжек.

Перевозчик должен пользоваться тахографом, вовремя включать и выключать оборудование.

Европейские нормы

Езда с тахографом

Рабочий режим водителя определяется по специальному оборудованию. Тахограф записывает перемещение автомобиля, контролирует соблюдение нормативов по труду или отдыху. В приборе содержится информация о дальнобойщике, сведения фиксируются при помощи персональной карты. Устройство показывает соблюдение водителем правил, полиция знакомиться с данными, распечатывая их с оборудования.

Перед рейсом перевозчик отслеживает состояние прибора, отправляет в ремонт при сбоях. В начале поездки в устройство вставляется персональная карточка, вводится пин-код. Пластик не должен находиться возле приборов с электромагнитным излучением, в результате нарушений тахограф ломается, а грубое нарушение приводит к штрафным санкциям.

В Европе введены в действие «умные» типы приборов, с предустановленной системой спутниковой навигации. Аппаратура фиксирует пересечение автотранспортом границ стран ЕС.

Водители не могут ехать постоянно, даже если беспрерывного вождения требует получатель груза. Транспортная организация отвечает за расчет маршрута, при котором выполняются условия договора. При нарушениях отвечает предприятие или водитель, если вина доказана.

Распространенными отклонениями от норм считаются:

  • преднамеренные искажения сведений;
  • замена реальной информации;
  • неправильное хранение данных;
  • использование тахографа не по правилам.

В странах ЕС за нарушения назначаются штрафы грузоперевозчику или водителю. В отдельных случаях дальнобойщик садиться в тюрьму.

Подтверждение работы международника – индивидуальная чип-карта, нельзя допускать искажения информации. Транспортные фирмы легко разоблачают нарушителей, иногда встречаются исключения, при которых виновные не наказываются:

  • непредвиденные обстоятельства – ДТП, пробки, стихийное бедствие;
  • прямая угроза жизни перевозчика, материальным ценностям – требуется срочный выезд из зоны риска.

Отсутствие мест на парковке и вынужденное продолжение пути не считается намеренным отказом от выполнения правил.

Езда с тахографом

Иностранные водители в Европе

Для российских, белорусских, украинских международников нормативы труда прописаны в Европейском соглашении (работа экипажей автотранспорта, занимающегося международными автоперевозками). Принятые нововведения немного изменили условия работы для иностранцев-дальнобойщиков.

Транспортные организации, не прошедшие регистрацию на территории Евросоюза, не получат выгодные условия по сравнению с местными работодателями. Представители других государств должны получать аналогичную местным водителям заработную плату. Третьи страны должны подтвердить правила, принятые в Брюсселе.

По законам ЕС, работая на родине, можно трудится в другой стране. Создана специальная система заграничных командировок, помогающая оплачивать труд и давать полный социальный пакет работникам по правилам родного государства. Норматив предусматривает условия: работа должна быть временной, условия соответствуют минимальным стандартам страны выполнения.

Новые нормы предполагают регистрацию водителей-международников как командированных с оплатой более высокой заработной платой. Исключением является транзитная или двухсторонняя транспортировка грузов (между 2 странами: местом регистрации фирмы и коечным пунктом назначения). При поездке разрешается не больше 2 погрузочно-разгрузочных операций, по 1 в каждом государстве. Исключение сделано для предупреждения пустых проездов грузовиков.

Нормативы рассчитаны на прекращение практики грузоперевозок компаниями из более бедных стран. Фирмы должны организовать офис со штатным персоналом, автопарком в месте предоставления услуг. Дальнобойщики автоматически приписываются к центру операций.

Нормы противодействуют каботажу, когда внутренними транспортировками занимаются организации другой страны Евросоюза. Ограничения остаются в силе: автопоезд не делает больше 3 операций еженедельно, а после обязан вернуться в государство, где прошел регистрацию.

Парковки

Страны Евросоюза пытаются оборудовать сеть парковок с сертификацией, где дальнобойщики смогут безопасно отдыхать в комфортных условиях. Получить сертификат возможно при защищенной от проникновения территории, на которой продается еда с напитками, присутствуют санитарные комнаты, учитывающие пол водителя. На специальном сайте публикуются парковки, после открытия очередной страницы обновляются.

Сокращенные перерывы водители проводят в кабине автотранспорта, а более длительное время грузоперевозчику придется оплачивать – отдых должен проводиться в мотеле или придорожной гостинице. Правила указывают, что в подобных местах обязательно предусматривается место сна, туалет, душ. При расчете ночлега транспортная компания обращает внимание на пол дальнобойщика.

Правила уточняют, что работодатель должен организовать время работы так, чтобы сотрудник 1 неделю из месяца проводил дома. В качестве исключения допускается возвращение работника на этот период на базу, где приписан транспорт.

Итоги

Выполнение законодательных нормативов иногда невозможно из-за форс-мажора. Задержка разгрузки на несколько часов, оформление документации, дальнейшее перемещение к точке ночлега нарушает правило о рабочем времени.

Чтобы исключить штрафы, достаточно распечатать информацию с тахографа и получить отметку сотрудника, работавшего с CMR. На тыльной стороне распечатки указывается название и место расположения фирмы, причины нарушения в графике. Обязательно подтверждение – печать компании. При погрузочно-разгрузочных операциях на оборудовании вручную выставляется рабочий режим, в противном случае время зафиксируется в виде дополнительного отдыха.

Аппаратура выполняет предустановленные задачи:

  • контролирует скорость передвижения автопоезда;
  • фиксирует средние скоростные показатели;
  • записывает продолжительность работы перевозчика.

Тахограф пресекает превышение скорости, не допускает опасную усталость дальнобойщика. На европейской территории требуется аппаратура ЕСТР. При отсутствии прибора машину развернут на таможенном контроле.

За нарушения рабочего времени водитель наказывается штрафом в 1-3 тыс. руб., работодатель – 5-10 тыс. руб. Аналогичная сумма взимается при отправке транспорта с неработающим тахографом или поездкой без оборудования. Исключением считаются ошибки, когда при парковке дальнобойщик забыл вынуть ключ из зажигания, а прибор засчитал время остановки в движение. Спорная ситуация оспаривается информацией со встроенного видеорегистратора.

Отзывы дальнобойщиков о работе помогают найти интересную профессию, изучить положительные и отрицательные стороны жизни в постоянных разъездах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: