Транспортная компания испортила или потеряла груз


Все чаще доставку грузов поручают транспортным компаниям. Эта услуга пользуется большой популярностью. Сами перевозчики позиционируют себя как надежных исполнителей. Большинство посылок доставляется в целости. Но иногда происходит повреждение груза транспортной компанией. Как поступать в таких случаях? Что предпринять, если груз утерян или поврежден.

Повреждение груза транспортной компанией

Что считать повреждением и утратой груза

Груз считается поврежденным, если:

  • изменилась его физическая форма или состояние.
  • из-за повреждения снизилась его ценность,
  • нет возможности использовать его по назначению или продать.

Груз считается утраченным, если время доставки прошло, а перевозчик не может предъявить отправление или предъявляет только часть его.

Как зафиксировать повреждение груза

Если при получении посылки заметно нарушение целостности тары, упаковки, то не стоит подписывать документ о получении посылки, а потребовать составить акт о повреждении груза.

Производить вскрытие груза следует в присутствии представителя транспортной компании или водителя. Выявленные дефекты, помимо записи в акте, желательно фиксировать на фото или видео. Возможно, что сотрудник компании тоже будет производить съемку. Но продублировать его действия будет надежней.

При желании, поврежденный груз можно получить, но акт о повреждении следует упомянуть в документах на выдачу посылки.

Акт о повреждении груза

В акте о повреждении отправления следует указать:

  • дату, время и место его составления;
  • лица, присутствующие при осмотре и составлении акта;
  • состояние упаковки, указывающее на повреждение;
  • наименование объекта пересылки – модель, марку, стоимость;
  • вид повреждений и вероятные внутренние нарушения, приблизительная стоимость ущерба;
  • при невозможности указать количество утраченного товара, следует произвести контрольное взвешивание для определения утраченной массы;
  • при видео- и фотосъемке указать наименование техники, которой производилась съемка;
  • если по техническим причинам сделать все записи на одном бланке акта нет возможности, то следует использовать необходимое количество бланков, о чем сделать записи на всех листах.
Пример заполненного акта о повреждении груза

Акт составляют в 2‐х экземплярах. Подпись представителя и печать транспортной компании должна стоять на обоих экземплярах. Сроки составления акта ограничены – в день прибытия посылки, либо на следующий день. При возможности, к осмотру и составлению акта можно привлечь независимого эксперта.

Если представитель транспортной компании по какой-либо причине отказался завизировать акт, то получателю следует подписать составленные документы в одностороннем порядке и сообщить об этом руководству компании.

Во всех сопутствующих документах – транспортной накладной, путевом листе, заказе – указывается факт составления акта и причина, его вызвавшая.

После составления акта следует выяснить, кто является фактическим владельцем груза, и кто будет предъявлять иск по повреждению. Если в договоре купли-продажи сторона, именуемая «Продавцом» считается собственником товара до момента получения товара покупателем, то пострадавшей стороной считается грузоотправитель. В таком случае Продавец должен компенсировать Покупателю сумму, выплаченную за товар, и производить все разбирательства с перевозчиком

Претензия к перевозчику

Имея на руках правильно составленный акт, можно самостоятельно потребовать от транспортной компании добровольного возмещения ущерба.

Общепринятый образец претензии к транспортной компании можно скачать здесь.

«Транспортная претензия» скачать образец из списка

Претензию, направляемую транспортной компании, можно оформить в произвольном виде, но она должна обязательно содержать:

  • дату и время составления;
  • данные грузополучателя;
  • реквизиты и координаты перевозчика, осуществлявшего доставку;
  • обстоятельства обнаружения и характер повреждений, явившихся причиной подачи претензии;
  • обоснованные финансовые требования, подтвержденные копиями платежных документов и заключением эксперта;

К претензии прикладывают копии акта, товарно-транспортной накладной, договора на оказание услуги. В тексте следует указать, что если требования не удовлетворят в добровольном порядке, то далее иск будет направлен в Арбитражный суд.

Один образец претензии заявитель оставляет у себя, второй, с подписью, расшифровкой подписи и датой, направляется в компанию заказным письмо с уведомлением. Опись вложений прилагается. Лично претензия вручается под роспись уполномоченному лицу. На экземпляре клиента получатель претензии должен поставить дату получения претензии и свою роспись.

Срок подачи претензии

Для подачи претензии существуют определенные сроки:

  • если имеется повреждение груза или он частичной утрачен, то претензию можно предъявлять со дня доставки посылки;
  • при утере груза – по истечении 30 дней с момента определенного договором срока, или 10 дней при доставке авиатранспортном. При смешанной доставке – спустя 4 месяца от даты доставки;
  • при нарушении определенного срока доставки – по истечении этого срока.

Предъявлять претензию следует в течение 6 месяцев. Компания обязана отреагировать на обращение в течение 30 дней. Если срок подачи истек, то компания также может принять претензию, при условии, что причина пропуска срока была уважительной.

Если в установленный срок ответ на претензию не поступил, или компания готова компенсировать убытки, но только частично, можно передавать исковое заявление о повреждении груза в суд. Обратиться в суд нужно в течение 1 года.

Законы, регулирующие действия перевозчиков

При подаче претензии транспортной компании, а равно и подаче иска в Арбитражный суд, не лишне будет знать, на какие законы ссылаться, доказывая полученный убыток.

В Федеральном законе N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” от 30 июня 2003 г установлена мера ответственности транспортной компании при повреждении или утрате перевозимого груза.

С момента передачи отправителем груза экспедитору и до вручения грузополучателю, перевозчик несет ответственность за перевозимый объект и обязан возместить причиненный ущерб. Кроме эпизодов форс-мажора.

В статье 796 ГК РФ, определяется величина компенсации со стороны перевозчика при повреждении или утере груза.

  • При частичной или полной утере сумма компенсации равняется стоимости утерянного груза или его недостающей части.
  • Размер компенсации при повреждении определяется как величина, на которую уменьшилась стоимость груза.
  • Если поврежденный груз восстановить невозможно, то компенсация равняется стоимости груза.
  • Компенсация утерянного груза с объявленной ценностью, возмещение равняется сумме заявленной ценности.

В Постановлении Правительства России от 15.04.2011 № 272 с поздними редакциями содержится информация о:

  • правилах заключения договоров перевозки,
  • сроках перевозок,
  • последовательности составления актов,
  • правилах подачи претензий.

Судебное делопроизводство

Рассмотрение иска о повреждении транспортной компанией груза имеет некоторые тонкости. Так, иск рассматривается Арбитражным судом по месту нахождения компании перевозчика.

Судебное делопроизводство

В иске следует изложить попытку досудебного урегулирования проблемы. Необходимо указать дату и номер претензии, по возможности приложить копию претензии и ответа на нее.

Исковые требования к перевозчику следует предоставлять в форме списка. В дальнейшем они будут отображены в исполнительном листе по пунктам.

Вывод

Процесс возмещения ущерба при повреждении груза транспортной компанией длительный и не простой. Соблюдение требований законодательного процесса ускорит разбирательство. Поддержка юриста в такой ситуации повысит вероятность добиться требуемой компенсации.

Особенности перевозок с температурным режимом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грузоперевозки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: