Основные правила перевозки хрупких грузов

Транспортировка груза – это риск, а перевозка хрупких грузов – риск вдвойне, поэтому изделия, подверженные поломкам, деформации, уничтожению, требуют особой упаковки, надежной фиксации и нанесения специальной маркировки. Ответственность за транспортировку хрупких грузов несет перевозчик, соответственно, выбирать необходимо компанию, которая специализируется на перевозке таких предметов, обладает необходимыми навыками, обязательно опытом в данном направлении. Чтобы гарантированно доставить груз, важно соблюдать правила относительно упаковки, погрузки, транспортировки ломких вещей.

Перевозка хрупких грузов

Виды хрупкого груза

Хрупкими считаются изделия, подверженные быстрому и легкому повреждению, а также полному разрушению. Такой груз обладает особенными особенностями – деформируется при незначительном воздействии, падении с небольшой высоты, неосторожном обращении.

Основные категории:

  • посуда из хрупких материалов;
  • предметы, используемые в интерьере, из хрупких материалы;
  • антиквариат;
  • электроника;
  • бытовая техника;
  • хрупкие музыкальные инструменты;
  • автомобильные запчасти;
  • сантехника;
  • строительные материалы.

Перечень предметов, которые относятся к категории хрупких, большой, к каждой группе предъявляются особые требования в выборе упаковочных материалов, способов фиксации.

Выбор транспорта

Транспортировка ломких предметов осуществляется разными видами транспорта:

  • автомобилем – кузов должен быть укомплектован специальными фиксирующими приспособлениями для обеспечения неподвижности груза;
  • самолетом компании Аэрофлот – самый быстрый способ доставки грузов, выбирают в условиях острого лимита времени, когда компании грозит серьезный экономический урон;
  • железнодорожным транспортом – такой способ выбирают, когда автомобильные трассы проходят далеко от пункта назначения;
  • морские суда – привлекается в международных перевозках, между континентами.

По России грузы чаще всего доставляются автомобильными путями, поскольку такой способ оптимальный по скорости и финансовым затратам.

Для международных перевозок также используется мульти-модальная транспортировка, когда груз доставляется разным транспортом.

Правила упаковки

Качественная, надежная упаковка – одно из главных требований к перевозке хрупких предметов. Основные материалы для упаковки:

  • пузырьковая пленка – отличается хорошими защитными качествами, невысокой стоимостью, универсальный упаковочный материал;
  • короб деревянный – позволяет плотно укладывать хрупкие изделия;
  • бумага упаковочная – используется для обертывания небольших изделий и укладывания в тару);
  • пенопласт – обладает хорошими амортизирующими качествами, но отличается ломкостью, применяется для защиты бытовой техники;
  • картон – применяют преимущественно для заполнения пустот, образующихся при упаковке изделий сложной формы;
  • гофрированный картон и коробы из него – используют для укладывания упакованных бумагой или пленкой предметов;
  • поролон – качественный, надежный упаковочный материал, применяется для изделий небольшого размера, также используется для прокладывания между упакованными предметами;
  • герметик и гранулы полистирола – применяется для заполнения пустого пространства в таре с упакованным грузом.

Правила упаковки

Общие рекомендации к упаковке следующие – каждый предмет необходимо упаковать отдельно, уложить тару, заполнить пустые зоны. Именно пустоты – главная причина повреждения груза в процессе транспортировки, поэтому следует избегать их во время упаковки и тщательно заполнять. Два ломких предмета не должны соприкасаться. Важно, чтобы упаковка защищала груз от внешних воздействий – температурных перепадов, влаги, пыли. Чтобы тара не открывалась во время движения транспорта, стыки проклеивают скотчем. Обязательно наносят соответствующую маркировку.

Рекомендации для упаковки отдельных категорий товаров:

  • бытовая техника – упаковывается в картонные коробки, каждая часть прибора упаковывается отдельно, используются: пенопласт, пузырьковая пленка, деревянные ящики, если детали накапливают статическое напряжение, материал должен обладать антистатическими качествами;
  • мелкие предметы домашнего интерьера – каждый предмет заворачивается в упаковочную бумагу или пузырьковую пленку, складываются в деревянные коробки, поделенные на ячейки, сверху коробки защищаются от попадания влаги;
  • музыкальные инструменты – транспортируются, как правило, в футлярах, но их также нужно упаковывать соответствующим образом, если груз перевозят зимой, обязательно утепляю;
  • телевизоры, а также компьютерная техника, другие гаджеты – наиболее уязвимое деталь – монитор, для защиты используется плотный картон, его крепят скотчем;
  • хрупкие предметы плоской формы – транспортируют, укладывая штабелями, между изделиями прокладывается мягкий материал, поверх используется картон, крепится скотчем;
  • растения – оборачивают пленкой, нельзя допустить соприкосновения с другими предметами, перевозят вазоны с цветами в кабине водителя или в отапливаемом фургоне;
  • аквариум – перед транспортировкой освобождают от наполнения и оборудования, снаружи обкладывают мягким картоном, крепят клейкой лентой.

Нельзя! Экономить на упаковочном материале. Укладывать предметы, прилагая усилия, – упаковку выбирают по размеру предмета.

Способы защиты хрупких предметов в процессе перевозки

Качественная, надежная упаковка – первый этап успешной перевозки ломких изделий. На следующем этапе необходимо тщательно закрепить тару. Это касается доставки груза любыми транспортными средствами. Если пренебречь этим требованием, в процессе транспортировки тара, вероятнее всего, откроется, а это приведет к повреждению груза независимо от качества упаковки.

Способы защиты хрупких предметов в процессе перевозки

В большинстве случае для надежной фиксации используются стяжные ремни, при этом можно регулировать степень натяжения. Также применяют цепи, проволоку, болтовые соединения, гвозди.

Для доставки ломкого груза необходимо арендовать специализированный транспорт, который оснащен специальными крепежными конструкциями.

Главное правило размещения тары в кузове при отсутствии крепежных элементов – максимально плотное размещение коробок и ящиков, они не должны двигаться во время движения транспорта. Если тара разного размера, пустоты нужно заполнить любым упаковочным или укладочным материалом.

Тару укладывают в зависимости от веса – тяжелые коробки вниз, легкие – сверху.

Способы фиксации хрупкого груза в транспорте:

  • такелажный инструмент для крепления тары – тросы, лямки, ремни и растяжки;
  • для защиты груза от тряски во время транспортировки используется мягкий, гофрированный картон, пенопласт, упаковочный герметик;
  • груз, который транспортируется на паллетах, обязательно крепят с помощью стрейч-пленки;
  • если груз занимает всю площадь кузова, вокруг необходимо сделать обрешетку, в противном случае предметы будут ударяться о борта транспортного средства, также тару дополнительно оборачивают пузырчатой пленкой.

Если необходимо перевезти небольшие предметы, например, сервиз, посуду, статуэтки, сантехнику, их располагают ячеечным методом. Такой способ предполагает несколько этапов:

  • упаковка каждого изделия отдельно в специальную бумагу или пузырчатую пленку;
  • размещение в конкретной ячейке.

Ячейки формируют из картонных листов, которые укладываются в деревянные или картонные коробки, ящики. Для защиты от влаги по периметру тару защищают водонепроницаемым материалом.

Транспортировка крупногабаритного ломкого груза предполагает соблюдение других правил и применения иных технологий:

  • предметы оборачиваются пленкой;
  • ставят в коробку или ящик;
  • внутри коробки необходимо проложить листы пенопласта.

Если изделие транспортируется в заводской упаковке, пенопласт уже предусмотрен. При этом пенопластовые листы уже имеют необходимые вырезы, ниши, которые повторяют форму предмета. Коробки необходимо ставить максимально плотно, если остается расстояние, его заполняют любым упаковочным материалом.

Предметы плоской формы, которые легко бьются, например, кафель, стекло, зеркала, перевозят на прочных поддонах. Изделия прокладываются специальным мягким упаковочным материалом. Стопка из надежно упакованных предметов укладывается на каркас из дерева, усиленный ребрами жесткости, затем фиксируется. Тару крепят посредством стяжных ремней или прочных лент. Ремни и ленты крепятся к петлям или крюкам, которые встроены в стены, а также пол кузова.

Транспортировку ломкого груза необходимо доверять только опытному водителю, который неукоснительно соблюдает правила дорожного движения, не превышает допустимый скоростной режим, избегают резких торможений и ускорений, заранее составляют максимально безопасный маршрут, избегают сложных участков на трассе.

Специальная маркировка хрупких грузов

В соответствии с требованиями ГОСТа 14192-77 на упаковку с ломкими предметами наносятся специальные значки, а также делают отметки, указывающие на особенности изделий, например, знак, запрещающий укладывать груз штабелями.

Маркировку наносят таким образом, чтобы каждый человек, который имеет дело с грузом, видел каждый знак и принимал его во внимание. Маркировка указывает на особую осторожность во время погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки. Специальные значки – это гарантия того, что на упаковку не поставят тяжелые предметы, она не будет подвергаться ударам, тряске.

Специальная маркировка хрупких грузов

Наиболее распространенный знак, указывающий на хрупкость предмета, — бокал черного цвета. Также используют другие значки:

  • стрелка вверх – так маркируется место, где можно открывать коробку;
  • два черных квадрата, верхний зачеркнут – означает, что груз нельзя ставит один на другой, давить, прилагать усилия;
  • зонтик и капли – этот знак обозначает, что на груз не может попадать влага, а также не должен храниться в условиях высокой влажности;
  • перечеркнутый крюк – знак запрещает верхний способ разгрузки, а также перемещение изделия посредством крюка;
  • две стрелки, направленные вверх, — маркировка хрупкого груза, который требует фиксации в конкретном положении, также указывает, где верх упаковочной тары;
  • перечеркнутый квадрат черного цвета – указывает, что упаковку нельзя класть на бок и катить во время погрузочно-разгрузочных работ.

Законодательная база, регламентирующая транспортировку хрупких грузов

Правила транспортировки грузов, в том числе, хрупких, регламентируются различными нормативно-правовыми актами. Большинство требований и правил собрано в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Правилам транспортировки и экспедиции грузов посвящены главы 40 и 41. Другие нормативно-правовые акты:

  • устав транспорта от 08.01.1961 г. №12;
  • правила транспортировки грузов от 25.10.1974 г.;
  • приказ министерства транспорта РФ от 30.06.2000 г. № 68;
  • инструкция, регламентирующая перевозку крупногабаритных и массивных грузов по территории РФ от 27.05.1996 г.;
  • ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ;
  • правила транспортно-экспедиционной деятельности от 08.09.2006 г. № 554.

Упаковка, погрузка и транспортировки хрупких грузов – ответственная работа, которая требует опыта, знаний и использования специальных инструментов. Доверить такое задание можно лишь профессиональной логистической компании.

Особенности перевозки различных видов строительных материалов автомобильным транспортом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

семь − 2 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: