Внушительные запасы нефти в недрах российской земли интересны не только коренным жителям, но и заграничным покупателям. Для транспортировки сырья и его производных по миру требуется использовать различный транспорт. Однако, учитывая, что автомобильные дороги существуют даже в отдаленных населенных пунктах, то перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом наиболее популярна и доступна.
Видео:Безопасность начинается с тебя. Правила перевозки нефтепродуктовСкачать
Виды нефтепродуктов
Нефтепродукты (НП) — широкое понятие, объединяющее в себе как сырую нефть, так множество ее производных. Хоть эти материалы и отличаются физическими и химическими показателями, но практически всем требуются специфичные условия транспортировки. Наличие особых условий связано также с тем, что производные черного золота обозначаются как опасные грузы третьего класса (согласно международной классификации ДОПОГ). Агрегатное состояние НП в не агрессивной среде и естественных условиях определяет их классификацию на:
- газообразные;
- жидкие;
- твердые.
Наземными путями при помощи автомобильного транспорта перевозят только два вида — жидкие и твердые продукты.
Различают нефтяные производные не только по физическим параметрам, но и по цвету:
- Светлые. Под этим понятием находятся НП после перегонки, для которых характерна качественная очистка от примесей и минимальная вязкость (например, моторное топливо).
- Темные. Сюда входят вещества с большим количеством нефтяных фракций. То есть сюда относят продукты с высоким уровнем вязкости (например битум, нефть-сырец).
В то же время существует более удобная классификация производных нефти, основанная на физико-химических характеристиках:
- Горючее. В эту группу относят любое топливо — бензин, авиационный керосин, дизельное, реактивное и прочие разновидности.
- Масло. Объединяет все типы нефтяных масел — моторное, трансформаторное, гидравлическое, трансмиссионные, изоляционные и другие типы.
- Твердые производные. Сюда входят холодный битум, парафин, церебрин и т. п.
- Горячий битум.
- Вязкие смазки. Сюда включены смазки технологического и пластического характера, а также материалы для изоляции.
- Специальные вещества.
При перевозке продуктов нефти особое внимание уделяют безопасности. В обязательном порядке контролю подвергается транспорт, перевозящий экологически опасные НП.
Видео:Требования при перевозке опасных грузовСкачать
Подвижной состав
Большая часть производных нефти доставляют в место назначения без упаковки в специальную тару. Такой метод называется бестарным.
Для того чтобы максимально безопасно транспортировать нефтяные продукты в пункт назначения, требуются автомобили со специфичным оснащением. Такой транспорт именуют специальным подвижным составом (СПС).
Подвижные составы также классифицируют на разные группы:
- Бензовозы. В категорию включены автомобильные цистерны, предназначенные для перемещения нефтяных жидких масел, моторного горючего, растворителей и других подобных веществ со схожими характеристиками.
- Топливозаправщики. Так называют бензовозы, у которых в оснащении имеется специальное насосное оборудование для принудительного дозированного слива опасного груза.
- Битумовозы. Автомобильные цистерны для перевозки горячего битума, оборудованные устройством подогрева перевозимого НП.
- Автогудронаторы. Цистерны, которые оборудованы механизмами для обеспечения равномерной подачи битума при осуществлении дорожных работ.
- Газовозы. Подвижные составы, предназначенные для транспортировки сжиженных газов под действием высокого давления. Такие СПС оборудуют насосными устройствами для перекачивания сжиженных веществ в резервуары длительного хранения.
- Газовозы для перемещения баллонов со сжиженным газом бытового назначения.
- Другие менее востребованные СПС.
Некоторые типы подвижных составов используют для перевозки НП разной вязкости и плотности. Чаще всего в эксплуатацию попадают автомобили общего назначения, которые дополняют оборудованием для перевозки конкретного продукта. Также возникают случаи, когда для транспортировки используют обычные грузовые автомобили. Главным условием в таких ситуациях является контроль объема перевозимого груза (бензин до 33 литров, дизельное горючее до 1000 литров).
Видео:Перевозка опасных грузов. Актуальная информация о Допог в 2023 годуСкачать
Тара для перевозки
Транспортировка продуктов нефтепромышленности бестарным методом проводится только при доставке больших объемов. Для этих целей применяются прицепы-цистерны, полуприцепы-цистерны, а также специальные контейнеры с посекционным размещением горючего груза.
Перевозить небольшие партии НП в цистернах и больших контейнерах не получится. Вместимость тары должна соответствовать объему перевозимых веществ, согласно правилам перевозки опасных грузов. Поэтому и транспортная тара для нефтяных производных должна быть специфичная.
Так, для трансфера жидких веществ (растворители, масла, топливо любого типа) используют фляги и канистры объемом 5-50 литров. При необходимости в эксплуатацию вводят более вместительную тару — бочки из металла и полимерных материалов. Объем таких емкостей от 48 до 250 литров.
Допустимое к перевозке количество жидкого опасного груза не должно превышать установленные Правилами нормы. В случае, когда объем транспортируемой жидкости больше дозволенного даже на пару литров, на транспортной таре обязательно должна присутствовать соответствующая маркировка.
Предельно допустимый объем заполнения емкости — 95%.
Нефтепродукты для реализации оптом и в розницу транспортируют упакованными в производственную тару (коробки, ящики). Емкости с грузом размещаются на отдельных поддонах, а по окончании погрузки весь паллет надежно обматывают и фиксируют термопленкой.
Твердые производные черного золота (парафин, холодный битум) допускается перевозить в упаковках, не предназначенных конкретно для этих целей. Это могут быть картонные коробки, ящики, бумажные барабаны и прочие подобные короба и емкости.
Отдельно стоит отметить тару для перевозки внушительных объемов жидких вредных веществ — флекситанки. Этот тип емкостей используется для транспортировки продуктов нефти в подвижных неспециализированных составах.
Флекситанк — это вместительная емкость мешковидного типа из эластичного многослойного материала. Данная вкладная емкость используется в автомобильных цистернах общего назначения для транспортировки НП большими партиями. Один флекситанк вмещает от 10 до 25 тысяч литров нефти и ее производных.
Независимо от специфики груза, для трансфера нефтепродуктов применяют автомобильные цистерны. Одним из критериев допуска являются аэродинамические показатели — герметичный корпус овальной формы. Автотранспорт допускается к перевозке нефтепродуктов, то должен соответствовать требованиям безопасности во время погрузки, трансфера и разгрузки опасных грузов только при соответствии требованиям безопасности, утвержденными Правилами перевозки опасных грузов. Поэтому каждая автоцистерна оснащается:
- насосным оборудованием с системой шлангов;
- клиновидным затвором для дозированного скачивания НП;
- системой контроля уровня залитой жидкости;
- клапаном для контроля герметичности цистерны;
- патрубком для удобства залива жидких опасных грузов маслянистого типа;
- устройствами гашения ударной волны при увеличении скорости, столкновении или торможении подвижного состава.
Вкупе со всем оборудованием каждая цистерна укомплектуется системой для защиты от статического электричества. В основном, в эту систему включены огнетушители и заземляющие устройства, что необходимо для транспорта, взаимодействующего с НП.
Видео:Правила перевозок грузов автомобильным транспортомСкачать
Требования
Чтобы осуществлять перевозочную деятельность сырой нефти и ее производных потребуется следовать и выполнять условия, предписанные Правилами. Требования имеются как к СПС, так к водителю и процессу транспортировки соответственно. Но, по порядку о каждом пункте.
К подвижному составу
Критерии ТС корректируют в зависимости от типа перевозимого груза, однако основные требования к СПС таковы:
- Обеспечение безопасности по пожарным показателям. Для этого транспортное средство оснащают выхлопной трубой с установленным на ней пламегасителем. В кабине автопоезда должен быть специальный выключатель для моментального прекращения электропитания (отключатель «массы»). Также обязательно наличие заземления (металлической цепи), противоударных ограничителей (задний бампер, например), системы защиты от ударов и опрокидываний СПС.
- Информационное оснащение, заметно с большого расстояния. Надпись «Огнеопасно» на борту цистерны, маркировка специальными табличками с указанием сведений о грузе.
- Наличие специфичной яркой окраски ТС и цистерн общего назначения.
- Подвижной состав должен отвечать требованиям устойчивости.
- Транспортное средство подлежит оснащению средствами пожаротушения: лопата, не менее двух огнетушителей, багор, кошма, песок).
- Наличие СИЗ для водителя и сопровождающих.
- Укомплектование автопоезда парными сигнальными маячками оранжевого яркого цвета, которые могут работать автономно.
Также для всех типов подвижных составов действует требование о транспортировке продуктов нефти только в светлое время суток без отклонений от утвержденного маршрута.
При соответствии предъявленным требованиям, транспортному средству выписывается лицензия на поездку (свидетельство ДОПОГ). В допуске в обязательном порядке отражается код деятельности (классификация ОКВЭД), что позволяет сразу определить тип перевозимого груза.
К водителю
Правила транспортировки нефтепродуктов регламентируют состояние и оснащение не только подвижного состава, но и водителя, которому предстоит управлять ТС во время перевозки. Чтобы водитель оказался допущен к управлению СПС с опасным грузом на борту, потребуется:
- пройти специальный курс обучения в установленном порядке для получения удостоверения с допуском к транспортировке грузов опасного характера;
- выучить, знать и уметь следовать правилам ПДД по перевозке продуктов нефти;
- знать алгоритм действий в непредвиденной ситуации;
- посетить лекции о перевозке конкретного типа ОГ, если требуется;
- иметь при себе необходимую действующую документацию, а также разрешение на работу с опасными грузами.
Перед началом поездки водитель должен визуально оценить ТС на техническую исправность, проверить герметичность цистерны и целостность пломб, а также наличие средств индивидуальной защиты для выполнения погрузки, перелива и разгрузки СПС.
Видео:Порядок приема нефтепродуктовСкачать
Документация
Для осуществления перевозки НП потребуется оформление определенной сопроводительной документации как для СПС, так и водителю. Все документы должны сопровождать груз на протяжении всего рейса. Итак, каждый водитель в случае остановки сотрудниками ГИБДД должен предъявить:
- договор оказания услуг перевозки между владельцем и транспортной организацией;
- транспортная накладная внутреннего или международного образца (в зависимости от типа перевозки);
- документы с информацией о грузе (сертификаты качества, свидетельства санитарных служб и др.);
- товарно-транспортную накладную;
- путевой лист с требуемой маркировкой, сообщающей о специфике рейса;
- свидетельство ДОПОГ на подвижной состав;
- удостоверение водителя с допуском к перевозке ОГ;
- разработанный и согласованный с контролирующими организациями маршрут передвижения;
- инструктаж о порядке действий персонала автотранспорта во внештатной ситуации;
- информационный лист, содержащий данные всех участников рейса и ответственных лиц с указанием контактной информации на случай возникновения ЧС.
Наличие лицензионных документов со сроком действия в течение всей поездки гарантирует почти полную успешность задуманного процесса. Приятным стимулом к выбору транспортной компании, осуществляющей автоперевозки, является цена на услуги. Доставка нефтепродуктов автотранспортом намного дешевле по стоимости, чем аналогичный рейс с использованием жд или авиа сообщения.
Скачать образец договора перевозки нефтепродуктов в формате .doc
Видео:Лишение прав за перевозку бензина в багажнике. Всё, что нужно знать водителю.Скачать
Заключение
Транспортировка сырой нефти и ее производных с использованием автомобильных подвижных составов довольно долгое время осуществляется как по России, так за ее пределами. Повышенная доступность услуг для населения и проходимость транспорта даже в отдаленные населенные пункты имеет весомое значение при выборе типа доставки. Соблюдение требований безопасности к СПС, грузу, а также контроль квалификации водителя обеспечивают успешный итог рейса более чем наполовину. А компетентность прочего персонала и ответственных за перевозку лиц дополняют картину. Ведь серьезная компания не допустит халатности ни в коем случае, так как репутация важна и нужна.
Правила перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом.
🌟 Видео
Перевозка нефтепродуктов категории FLСкачать
Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Основные объекты и сооруженияСкачать
Почему схлопывается цистерна? Ответ прост!!!Скачать
Как перевозить битум без проблемСкачать
Правила безопасности налива нефтепродуктовСкачать
Классификация опасных грузов по ДОПОГСкачать
Негабаритный груз аварии - правила транспортировки и перевозки негабаритных грузов.Скачать
Штрафы за нарушение правил перевозки опасных грузовСкачать
Поведение топлива внутри цистерныСкачать
$153 - ДОПОГ, ADR. Перевозка опасных грузов, данные на 2021 год.Скачать
Цистерна для перевозки тёмных нефтепродуктов / БитумовозСкачать
Вы должны это знать это о сопроводительных документах или не перевезете опасный грузСкачать
Особенности и безопасность грузовых автомобильных перевозокСкачать
45/62 Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортомСкачать