Правила перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом

Внушительные запасы нефти в недрах российской земли интересны не только коренным жителям, но и заграничным покупателям. Для транспортировки сырья и его производных по миру требуется использовать различный транспорт. Однако, учитывая, что автомобильные дороги существуют даже в отдаленных населенных пунктах, то перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом наиболее популярна и доступна.

Перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом

Виды нефтепродуктов

Нефтепродукты (НП) — широкое понятие, объединяющее в себе как сырую нефть, так множество ее производных. Хоть эти материалы и отличаются физическими и химическими показателями, но практически всем требуются специфичные условия транспортировки. Наличие особых условий связано также с тем, что производные черного золота обозначаются как опасные грузы третьего класса (согласно международной классификации ДОПОГ). Агрегатное состояние НП в не агрессивной среде и естественных условиях определяет их классификацию на:

Невидимая для камер наноплёнка на номера
Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

  • газообразные;
  • жидкие;
  • твердые.

Наземными путями при помощи автомобильного транспорта перевозят только два вида — жидкие и твердые продукты.

Различают нефтяные производные не только по физическим параметрам, но и по цвету:

  1. Светлые. Под этим понятием находятся НП после перегонки, для которых характерна качественная очистка от примесей и минимальная вязкость (например, моторное топливо).
  2. Темные. Сюда входят вещества с большим количеством нефтяных фракций. То есть сюда относят продукты с высоким уровнем вязкости (например битум, нефть-сырец).

В то же время существует более удобная классификация производных нефти, основанная на физико-химических характеристиках:

  • Горючее. В эту группу относят любое топливо — бензин, авиационный керосин, дизельное, реактивное и прочие разновидности.
  • Масло. Объединяет все типы нефтяных масел — моторное, трансформаторное, гидравлическое, трансмиссионные, изоляционные и другие типы.
  • Твердые производные. Сюда входят холодный битум, парафин, церебрин и т. п.
  • Горячий битум.
  • Вязкие смазки. Сюда включены смазки технологического и пластического характера, а также материалы для изоляции.
  • Специальные вещества.

При перевозке продуктов нефти особое внимание уделяют безопасности. В обязательном порядке контролю подвергается транспорт, перевозящий экологически опасные НП.

Подвижной состав

Большая часть производных нефти доставляют в место назначения без упаковки в специальную тару. Такой метод называется бестарным.

Для того чтобы максимально безопасно транспортировать нефтяные продукты в пункт назначения, требуются автомобили со специфичным оснащением. Такой транспорт именуют специальным подвижным составом (СПС).

Подвижной состав

Подвижные составы также классифицируют на разные группы:

  1. Бензовозы. В категорию включены автомобильные цистерны, предназначенные для перемещения нефтяных жидких масел, моторного горючего, растворителей и других подобных веществ со схожими характеристиками.
  2. Топливозаправщики. Так называют бензовозы, у которых в оснащении имеется специальное насосное оборудование для принудительного дозированного слива опасного груза.
  3. Битумовозы. Автомобильные цистерны для перевозки горячего битума, оборудованные устройством подогрева перевозимого НП.
  4. Автогудронаторы. Цистерны, которые оборудованы механизмами для обеспечения равномерной подачи битума при осуществлении дорожных работ.
  5. Газовозы. Подвижные составы, предназначенные для транспортировки сжиженных газов под действием высокого давления. Такие СПС оборудуют насосными устройствами для перекачивания сжиженных веществ в резервуары длительного хранения.
  6. Газовозы для перемещения баллонов со сжиженным газом бытового назначения.
  7. Другие менее востребованные СПС.

Некоторые типы подвижных составов используют для перевозки НП разной вязкости и плотности. Чаще всего в эксплуатацию попадают автомобили общего назначения, которые дополняют оборудованием для перевозки конкретного продукта. Также возникают случаи, когда для транспортировки используют обычные грузовые автомобили. Главным условием в таких ситуациях является контроль объема перевозимого груза (бензин до 33 литров, дизельное горючее до 1000 литров).

Тара для перевозки

Транспортировка продуктов нефтепромышленности бестарным методом проводится только при доставке больших объемов. Для этих целей применяются прицепы-цистерны, полуприцепы-цистерны, а также специальные контейнеры с посекционным размещением горючего груза.

Тара для перевозки

Перевозить небольшие партии НП в цистернах и больших контейнерах не получится. Вместимость тары должна соответствовать объему перевозимых веществ, согласно правилам перевозки опасных грузов. Поэтому и транспортная тара для нефтяных производных должна быть специфичная.

Так, для трансфера жидких веществ (растворители, масла, топливо любого типа) используют фляги и канистры объемом 5-50 литров. При необходимости в эксплуатацию вводят более вместительную тару — бочки из металла и полимерных материалов. Объем таких емкостей от 48 до 250 литров.

Допустимое к перевозке количество жидкого опасного груза не должно превышать установленные Правилами нормы. В случае, когда объем транспортируемой жидкости больше дозволенного даже на пару литров, на транспортной таре обязательно должна присутствовать соответствующая маркировка.

Предельно допустимый объем заполнения емкости — 95%.

Нефтепродукты для реализации оптом и в розницу транспортируют упакованными в производственную тару (коробки, ящики). Емкости с грузом размещаются на отдельных поддонах, а по окончании погрузки весь паллет надежно обматывают и фиксируют термопленкой.

Твердые производные черного золота (парафин, холодный битум) допускается перевозить в упаковках, не предназначенных конкретно для этих целей. Это могут быть картонные коробки, ящики, бумажные барабаны и прочие подобные короба и емкости.

Отдельно стоит отметить тару для перевозки внушительных объемов жидких вредных веществ — флекситанки. Этот тип емкостей используется для транспортировки продуктов нефти в подвижных неспециализированных составах.

Флекситанк

Флекситанк — это вместительная емкость мешковидного типа из эластичного многослойного материала. Данная вкладная емкость используется в автомобильных цистернах общего назначения для транспортировки НП большими партиями. Один флекситанк вмещает от 10 до 25 тысяч литров нефти и ее производных.

Независимо от специфики груза, для трансфера нефтепродуктов применяют автомобильные цистерны. Одним из критериев допуска являются аэродинамические показатели — герметичный корпус овальной формы. Автотранспорт допускается к перевозке нефтепродуктов, то должен соответствовать требованиям безопасности во время погрузки, трансфера и разгрузки опасных грузов только при соответствии требованиям безопасности, утвержденными Правилами перевозки опасных грузов. Поэтому каждая автоцистерна оснащается:

  • насосным оборудованием с системой шлангов;
  • клиновидным затвором для дозированного скачивания НП;
  • системой контроля уровня залитой жидкости;
  • клапаном для контроля герметичности цистерны;
  • патрубком для удобства залива жидких опасных грузов маслянистого типа;
  • устройствами гашения ударной волны при увеличении скорости, столкновении или торможении подвижного состава.

Вкупе со всем оборудованием каждая цистерна укомплектуется системой для защиты от статического электричества. В основном, в эту систему включены огнетушители и заземляющие устройства, что необходимо для транспорта, взаимодействующего с НП.

Требования

Чтобы осуществлять перевозочную деятельность сырой нефти и ее производных потребуется следовать и выполнять условия, предписанные Правилами. Требования имеются как к СПС, так к водителю и процессу транспортировки соответственно. Но, по порядку о каждом пункте.

К подвижному составу

Критерии ТС корректируют в зависимости от типа перевозимого груза, однако основные требования к СПС таковы:

  1. Обеспечение безопасности по пожарным показателям. Для этого транспортное средство оснащают выхлопной трубой с установленным на ней пламегасителем. В кабине автопоезда должен быть специальный выключатель для моментального прекращения электропитания (отключатель «массы»). Также обязательно наличие заземления (металлической цепи), противоударных ограничителей (задний бампер, например), системы защиты от ударов и опрокидываний СПС.
  2. Информационное оснащение, заметно с большого расстояния. Надпись «Огнеопасно» на борту цистерны, маркировка специальными табличками с указанием сведений о грузе.
  3. Наличие специфичной яркой окраски ТС и цистерн общего назначения.
  4. Подвижной состав должен отвечать требованиям устойчивости.
  5. Транспортное средство подлежит оснащению средствами пожаротушения: лопата, не менее двух огнетушителей, багор, кошма, песок).
  6. Наличие СИЗ для водителя и сопровождающих.
  7. Укомплектование автопоезда парными сигнальными маячками оранжевого яркого цвета, которые могут работать автономно.

Также для всех типов подвижных составов действует требование о транспортировке продуктов нефти только в светлое время суток без отклонений от утвержденного маршрута.

При соответствии предъявленным требованиям, транспортному средству выписывается лицензия на поездку (свидетельство ДОПОГ). В допуске в обязательном порядке отражается код деятельности (классификация ОКВЭД), что позволяет сразу определить тип перевозимого груза.

К водителю

Правила транспортировки нефтепродуктов регламентируют состояние и оснащение не только подвижного состава, но и водителя, которому предстоит управлять ТС во время перевозки. Чтобы водитель оказался допущен к управлению СПС с опасным грузом на борту, потребуется:

  • пройти специальный курс обучения в установленном порядке для получения удостоверения с допуском к транспортировке грузов опасного характера;
  • выучить, знать и уметь следовать правилам ПДД по перевозке продуктов нефти;
  • знать алгоритм действий в непредвиденной ситуации;
  • посетить лекции о перевозке конкретного типа ОГ, если требуется;
  • иметь при себе необходимую действующую документацию, а также разрешение на работу с опасными грузами.

Перед началом поездки водитель должен визуально оценить ТС на техническую исправность, проверить герметичность цистерны и целостность пломб, а также наличие средств индивидуальной защиты для выполнения погрузки, перелива и разгрузки СПС.

Документация

Для осуществления перевозки НП потребуется оформление определенной сопроводительной документации как для СПС, так и водителю. Все документы должны сопровождать груз на протяжении всего рейса. Итак, каждый водитель в случае остановки сотрудниками ГИБДД должен предъявить:

  • договор оказания услуг перевозки между владельцем и транспортной организацией;
  • транспортная накладная внутреннего или международного образца (в зависимости от типа перевозки);
  • документы с информацией о грузе (сертификаты качества, свидетельства санитарных служб и др.);
  • товарно-транспортную накладную;
  • путевой лист с требуемой маркировкой, сообщающей о специфике рейса;
  • свидетельство ДОПОГ на подвижной состав;
  • удостоверение водителя с допуском к перевозке ОГ;
  • разработанный и согласованный с контролирующими организациями маршрут передвижения;
  • инструктаж о порядке действий персонала автотранспорта во внештатной ситуации;
  • информационный лист, содержащий данные всех участников рейса и ответственных лиц с указанием контактной информации на случай возникновения ЧС.

Наличие лицензионных документов со сроком действия в течение всей поездки гарантирует почти полную успешность задуманного процесса. Приятным стимулом к выбору транспортной компании, осуществляющей автоперевозки, является цена на услуги. Доставка нефтепродуктов автотранспортом намного дешевле по стоимости, чем аналогичный рейс с использованием жд или авиа сообщения.

Скачать образец договора перевозки нефтепродуктов в формате .doc

Заключение

Транспортировка сырой нефти и ее производных с использованием автомобильных подвижных составов довольно долгое время осуществляется как по России, так за ее пределами. Повышенная доступность услуг для населения и проходимость транспорта даже в отдаленные населенные пункты имеет весомое значение при выборе типа доставки. Соблюдение требований безопасности к СПС, грузу, а также контроль квалификации водителя обеспечивают успешный итог рейса более чем наполовину. А компетентность прочего персонала и ответственных за перевозку лиц дополняют картину. Ведь серьезная компания не допустит халатности ни в коем случае, так как репутация важна и нужна.

Правила перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

20 − 9 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: