Правила перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом

Нефтяная промышленность прочно вошла в современное общество. Нефть и ее производные используются в каждой отрасли. Несмотря на принадлежность к опасным грузам, транспортировка нефтяных продуктов осуществляется непрерывно. Для бесперебойного производства необходимо сырье в больших объемах, за раз перевозить которые под силу водному и железнодорожному транспорту. Морской путь доступен не всем, поэтому перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом весьма актуальна. Этот способ трафика нефти рассмотрим в статье.

Перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом

Востребованность

Железная дорога, добыча нефти, ее перевозка сосуществуют почти одинаковое время, а ведь жд путям более 150 лет. В течение этого периода функционал данного типа грузооборота разительно изменился — составы двигаются быстрее, тягачи — локомотивы мощнее, грузоподъемность выросла. Безопасность тоже улучшилась, поэтому перевозить грузы по железнодорожным путям надежно и быстро.

Из причин стоит выделить пять:

  1. Объемы перевозимого. По сравнению с другими видами, жд транспорт может за раз переместить столько продуктов нефти, что под силу только танкеру (водному транспорту).
  2. Скорость. Хотя жд транспорт не самый быстрый, но масштабные доставки в сжатые сроки доступны.
  3. Доступность. Сеть железнодорожных путей раскинулась по миру, но продолжает расширяться, позволяя доставку во все уголки. Водному и авиатранспорту такое недоступно.
  4. Отсутствие сезонности. Регулярность перевозок жд транспортом не зависит от времени года. Этот аспект влияет на выбор перевозчика.
  5. Стоимость. В сравнении другими видами транспорта цены на жд трафик нефтепродуктов не очень отличаются. Стоит учесть, что у большинства организаций по добыче нефти построены пункты (заводы) для погрузки — разгрузки, поэтому потребность в перевозках мультимодального типа не возникает.

Эти критерии поясняют и оправдывают спрос на трафик нефтепродуктов при помощи железнодорожного сообщения.

Тара. Оборудование

Для грузооборота производных продуктов нефти по железной дороге используют специальные вагоны или контейнеры — цистерны вместимостью 50 — 120 м3.

Тара. Оборудование

Изготавливают тару из листовой стали, толщина каждого листа 8 миллиметров. Обязательным является внутреннее покрытие масло — паро — бензостойким составом для повышения электростатической безопасности, а также защиты от возникновения искр.

Популярнее становятся цистерны — термосы, предназначенные для транспортировки горячих продуктов нефтедобывающей отрасли.

Под стальной обшивкой скрывается тройная изоляция:

  • смесь асбестита с землей в соотношении 30 к 70 %;
  • мешковина с укреплением металлической сеткой и пропиткой из жидкого стекла;
  • шевелин, толщина которого не менее 100 мм.

Гораздо реже для хранения и транспортировки нефтепродуктов используют мелкую тару. Чаще это стеклянные емкости, баки из железа или дерева — что позволяет сохранить количество и качество нефтяного сырья без изменения структуры.

Требования к емкостям

Тара для трафика продуктов нефтедобывающей промышленности производится в соответствии с жесткими требованиями как к материалу, так и к изоляции. Строго контролируется оснащение вагонов — цистерн:

  • устройствами заливки;
  • оборудованием для слива;
  • датчиками контроля состояния груза;
  • приборами для измерения уровня вещества;
  • внутренними лестницами;
  • внешними (наружными) лестницами;
  • смотровыми площадками;
  • оборудованием для первичного тушения возгорания.

Регламентирующие документы

Регламент на характеристики цистерн, перевозимое вещество, а также правила транспортировки осуществляет:

  1. ГОСТ 1510 — 84 «Нефть. Нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
  2. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом.
  3. Устав жд транспорта Российской Федерации.
  4. Технические условия на производство цистерн.
  5. Правила эксплуатации тары для трафика нефтепродуктов.

Непосредственно перед эксплуатацией, а также при регулярной проверке цистерны должны соответствовать требованиям нормативной документации.

Если цистерна не предназначена для транспортировки грузов с высоким классом опасности, осуществить провоз возможно, имея на руках специальное Разрешения на транспортировку МПС РФ.

Для получения подаются ходатайства заказчиком, грузополучателем, а также полные данные о грузе и используемой таре.

Перевозка нефтепродуктов в цистернах запрещается, когда:

  • отсутствует допуск МПС РФ;
  • цистерна предназначена для транспортировки веществ других типов (например, запланирована перевозка светлого продукта в емкости для провоза масел);
  • до технического осмотра или ремонта осталось менее 30 дней;
  • обнаружены пробоины, трещины, протечки;
  • неисправны крепления крышек, заслонок, люков;
  • отсутствуют таблички от изготовителя, номер вагона в составе плохо виден;
  • неверно нанесены или отсутствуют обозначения опасности и прочая маркировка.

Оформление груза

Следует вспомнить, что процесс транспортировки грузов включает в себя упаковку, маркировку, перевозку, хранение товаров. Не обошло это стороной нефтяную промышленность. Подробнее о каждом этапе.

Упаковка

Перед упаковыванием производных нефти в цистерну необходимо проверить герметичность люков, крышек, сливных и заливных устройств, техническую исправность тары, ее обработку после предыдущей перевозки.

Упаковка

Упаковка нефтепродуктов заключается в том, что производится залив вещества вагон — цистерну, предварительно очищенную от остатков предыдущего продукта и имеющую необходимую документацию.

Залив нефтяных веществ производится специалистом, облаченным в защитный костюм с пропиткой от воздействия огня, воды и ядовитых веществ. Обязательно защита органов дыхания от испарений нефти.

Невидимая для камер наноплёнка на номера
Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Погрузка осуществляется на станциях, удаленных от пассажирских составов, оснащенных безопасным освещением, чтобы избежать вероятность попадания искры в груз. При наличии обычного электрического освещения работы по погрузке запрещены.

Маркировка

Перевозка нефтепродуктов требует обязательной маркировки, как и опасные грузы. После налива тару и вагоны маркируют согласно с правилами перевозки опасных грузов по путям жд сообщения. Обозначения должны быть видны с любого ракурса, поэтому их наносят на торцевые и цилиндрические части, при необходимости на днище и верх.

Маркировка

Форма знаков должна быть квадратной со стороной 250 мм. Также на табличке изображают:
черную рамку по периметру;

  • символьное обозначение уровня вредности;
  • номер, класс, подкласс опасности;
  • белый треугольник, внутри которого указан номер аварийной карточки.

Обозначения фиксируются в сопроводительных документах.

После окончания перевозки и выгрузки нефтепродуктов из емкостей знаки опасности снимаются. В случае, если пустая цистерна не очищена от остатков вещества, то маркировка остается на месте, а в документации делается отметка.

Перевозка и хранение

Транспортировка веществ нефтяной промышленности регламентируется правилами перевозок опасных грузов по железной дороге.

Перевозка и хранение

Определенная скорость движения, прохождение жд составов по путям, расположенным отдаленно от грузовых и пассажирских поездов. Выгрузка осуществляется при отсутствии составов другого назначения. Место выгрузки должно быть обеспечено электрическим освещением, безопасным для разгрузки опасных наливных грузов. При отсутствии такого освещения разгрузочные работы осуществлять запрещено.

Существуют специальные бункеры, создаваемые с целью:

  1. Сохранности продуктов (температура вспышки до 120 °С).
  2. Безопасного хранения горючих нефтепродуктов.
  3. Хранения легковоспламеняющихся производных нефти.

Высота бункеров не должна превышать 3 этажа, но для безопасного хранения нефтяных веществ, подверженных быстрому возгоранию, хранилище должно быть одноэтажное.

Сопроводительные документы

Перевозка грузов любого типа в обязательном порядке имеет сопроводительную документацию, которая оформляется грузоотправителем.

Непосредственно перед эксплуатацией
Оформление документов

Для отправки нефтепродуктов заказчик обязан предоставить 4 заполненных бланка:

  1. Транспортная накладная. Документ, который требует отдельного оформления для каждой перевозки. В нем указывается полная информация о грузе, станциях отправки и прибытия, таре, оборудовании и скоростной категории поезда. На основе данных корректируются условия транспортировки. Транспортная железнодорожная накладная передается получателю по прибытии в пункт назначения.
  2. Дорожная ведомость. В ней указывают станции перегрузки, сроки, объем перевозимого груза, а также информация, указанная в транспортной накладной. Оформляется для каждой перевозки отдельно, контролирует исполнение установленных сроков. Ведомость состоит из основной части и корешка. Первый элемент выполняет сопроводительную функцию и необходим к предъявлению по прибытии в пункт назначения. Вторая часть, корешок ведомости, хранится на станции отправки.
  3. Корешок дорожной ведомости. В нем дублируется информация из дорожной ведомости. Бланк заполняется компанией — перевозчиком, подтверждает отправку груза отправителем под расписку.
  4. Квитанция о приеме груза. В этом документе указываются реквизиты задействованных организаций, информация о грузе (класс, объем, сроки) и стоимости. Заполняет бланк компания, осуществляющая перевозку, что является подтверждением принятия груза к транспортировке.

При перевозках в мелкой таре к этим документам добавляется вагонный лист, содержащий сведения о грузе и пломбах. Заполняется после погрузки.

Плюсы и минусы

Как у любого типа транспортировки грузов, так и у железнодорожного сообщения есть положительные и отрицательные стороны. К преимуществам относят:

  • Скорость. По сравнению с водным, а в некоторых случаях и автомобильным транспортом, железнодорожные перевозки занимают намного меньше времени.
  • Независимость от климата. Трафик нефтепродуктов и других веществ по железной дороге осуществляется в любых погодных условиях, невзирая на время года.
  • Зона покрытия. В силу распространенности сети железных дорог доставку можно осуществить во многие населенные пункты.
  • Объемы. Возможность перевозить за один раз огромные партии нефтепродуктов. По количеству перевозимого может сравниться только морской транспорт.

Не стоит забывать об отрицательных моментах. Основными недостатками считают:

  • Грузооборот нефти и производных затратный по финансам, в сравнении с другими типами перевозок.
  • Потери. При погрузочно — разгрузочных работах происходит утечка перевозимых веществ. Это неминуемо, поэтому расчеты должны выполняться с погрешностью на потери.
  • Специальное оборудование. Для безопасной заливки и слива нефтепродуктов необходимо оснащение специализированным оборудованием, что повышает стоимость перевозки.
  • Прокладка путей. Часто, для налаживания поставок необходима прокладка новых путей сообщения.

Заключение

Перевозка нефтепродуктов жд транспортом сопряжена с рисками, как и другой вид транспортировки. Перед трафиком веществ стоит тщательно рассмотреть и оценить предполагаемые нестандартные ситуации. Выгодно и эффективно перевезти нефтепродукты может только надежный и проверенный перевозчик (например, компания РЖД), с которым обсуждение нюансов транспортировки будет легко и понятно.

Преимущества железнодорожных перевозок пассажиров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: