Хищение и кражи при грузоперевозках — правовое регулирование

Каждые несколько часов в РФ фиксируется кража груза при перевозке автомобильным транспортом. Эта проблема достигла очень серьезных масштабов. И поэтому мы подготовили статью, отвечающую на следующие вопросы:

  1. Как избежать потери груза или минимизировать проблему.
  2. Где, как и кто совершает кражи.
  3. Какая сторона несет ответственность при пропаже имущества.
  4. Как добиться справедливости в суде.

Статья содержит советы от экспертов и данные на основе статистики МВД.

Кража груза при перевозке

Характер проблемы

Кражи грузов при перевозке — это распространенное преступление. Виною тому высокая уязвимость автотранспорта: водители часто останавливаются для дозаправки, приема пищи, отдыха. А любой перерыв в движении — это угроза для транспорта и имущества, особенно ночью.

Чаще всего воры взламывают тентованные прицепы на стоянках мотелей. Также кражи грузов проходят по следующим схемам:

  1. Подмешивание в еду или в напиток водителя снотворного для получения доступа к автомобилю.
  2. Маскировка под сотрудников полиции для остановки транспорта и удаления водителя из кабины.
  3. Провоцирование ДТП с последующим угоном грузовика.

Интересный факт: похищение перевозимого имущества — это групповое, а не индивидуальное преступление. В “деле” принимает участие организатор, исполнители, осведомитель… Нередко мошенники прибегают к помощи третьих лиц: “жриц любви”, сотрудников мотелей, заправщиков…

Львиную долю преступлений совершают сотрудники транспортных компаний. Они воруют в небольших масштабах, но на постоянной основе. Это приводит к огромным убыткам в долгосрочной перспективе.

Как защитить груз: рекомендации для водителей

Перевозчик не должен сообщать третьим лицам информацию о своем маршруте или перевозимых товарах. Ему следует останавливаться только при исключительной нужде и придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Не заводите новых знакомств во время доставки имущества.
  2. Внимательно следите за своей едой и напитками.
  3. Останавливайтесь в мотелях с хорошо освещенной территорией и положительными отзывами.
  4. Полностью откажитесь от алкоголя и других веществ, вызывающих сонливость или уменьшающих внимательность.

При обнаружении грабителей немедленно вызывайте полицию. Не пытайтесь обезвредить их своими силами!

Как распознать преступников

Злоумышленников можно определить по необоснованному интересу к маршруту транспорта и навязчивым предложениям выпить/пообщаться. Особую опасность представляют грабители, маскирующиеся под сотрудников ДТП. Из-за тяжести преступления, они редко оставляют свидетелей в живых. Их можно опознать по одному из следующих признаков:

  1. Обувь гражданского образца.
  2. Слишком маленькая или слишком большая форма.
  3. Отсутствие головного убора и нагрудного знака.
  4. Жезл необычной формы, цвета, размера.

Запомните: в ночное время настоящие сотрудники ГИБДД останавливают машины только на стационарных постах. Они работают в парах и имеют служебные автомобили с полицейской раскраской и проблесковыми маячками.

Где и как совершается большинство краж

Чаще всего грузы воруют на терминалах и в местах временного складирования имущества. В странах СНГ кражи распространены на таможенных и пограничных постах. В них принимают участие “пограничники”, злоупотребляющие служебным положением.

Где и как совершается большинство краж

Большинство небольших краж совершается во время погрузки/выгрузки товара. Для крупных грабежей используются изощренные мошеннические схемы. Пример: на номинального директора регистрируется транспортная компания. В первое время она хорошо выполняет заказы, сдает отчетность, выплачивает налоги. Но в один прекрасный день фирма берет максимальное количество предоплат и выводит все деньги в офшор. Нужно ли говорить, что в таких ситуациях бессмысленно обращаться в суд? Для предотвращения подобных проблем сотрудничайте с надежными компаниями.

Кто ответственен за имущество

Ответственность за потерянный груз несет перевозчик (при условии, что иное не указано в контракте). Но если транспортная компания сможет доказать, что хищение произошло без ее участия, она освободится от ответственности. Впрочем, такие случаи бывают редко. Да и перевозчики часто предлагают компенсировать убытки, чтобы сохранить хорошую репутацию.

Важно: если в договоре о транспортировке присутствует экспедитор, он разделит часть ответственности. Но на него нельзя полностью “повесить кражу” — только солидарную ответственность с компанией-перевозчиком. По крайней мере, такова судебная практика в России.

Ответственность за украденное имущество устанавливают правоохранительные органы. В ходе следственных действий они определяют, кто потерпевший. Изредка полиции удается вычислить грабителей, но организаторы краж в 99% случаев избегают наказания.

Определение виновника в международных перевозках

В международных перевозках степень вины определяют в соответствии с “Конвенцией о договоре перевозки груза”. Этот документ частично или полностью освобождает перевозчика от ответственности за груз при следующих обстоятельствах:

  1. Имущество пропало из-за непреодолимых обстоятельств: пожар, землетрясение, военное положение и т. д.
  2. Порча или хищение товара по вине отправителя, экспедитора или получателя. Например: неправильное инструктирование, упущение важных деталей, сознательный обман.
  3. Груз изначально имел дефекты, снижающие его товарную стоимость.

Важно: окончательное решение о виновности/невиновности компании выносит судебная инстанция на основе пакета обработанных документов.

Кто и в каких обстоятельствах может рассчитывать на компенсацию

Отправители товаров могут возместить ущерб в следующих ситуациях:

  1. Похищение товара при перевозке между объектами одной компании. Пример: кража имущества, отправленного с оптового склада в розничную сеть.
  2. Условия транспортировки предусматривают послеоплату.

Грузополучатели могут требовать возмещения ущерба, если сделка предоставлялась по предоплате (полной или частичной). При страховании груза, потерянное имущество компенсируют страховые компании. Они всегда стремятся выяснить характер кражи и обращаются в суд при обнаружении малейшего нарушения со стороны отправителя, перевозчика или грузополучателя.

Как подтвердить факт похищения груза

Для открытия дела в правоохранительных органах требуется заявление руководителя пострадавшей компании или его доверенного лица. Также необходимо предоставить следующие документы:

  1. Договор на перевозку груза.
  2. Транспортная накладная.
  3. Счета-фактуры и другие “бумаги”, подтверждающие приобретение товара.
  4. Страховой полис (если имущество было застраховано).
  5. Регистрационные документы на транспорт.

Полномочия главы компании нужно подтвердить при помощи выписки из юридического реестра или других бумаг. При краже особо ценного имущества следует собрать экспертные заключения о стоимости груза. Еще одним важным документом является коммерческий акт. Он составляется во время приема товара и содержит следующую информацию:

  1. Модель и характеристики автомобиля.
  2. Наименование транспортной компании, ее контактные данные.
  3. Перечень доставленных товаров с артиклями.
  4. Объем недостачи, примерная стоимость украденного имущества.

Коммерческий акт составляется в произвольной форме. Его подписывают представители перевозчика и получателя имущества.

Выдвижение претензий

Прежде чем обращаться в суд, необходимо составить официальную претензию. От обвинителя требуется уточнить количество и ценность пропавшего имущества в письменной форме и предоставить документы, подтверждающие эти данные. Включая коммерческий акт, смету, контракт и прочие “бумаги” с информацией о пропавшем грузе. На основе претензии можно урегулировать спор в досудебном порядке. Эта частая практика в следующих случаях:

  1. Сумма ущерба сравнима с расходами на судебное разбирательство.
  2. Длительность судового рассмотрения не устраивает обе стороны.
  3. Желание продолжить сотрудничество и сохранить деловую репутацию.

Хорошо составленная претензия может использоваться как доказательство факта хищения или напротив, подтверждать неучастие в преступлении компании-перевозчика.

Содержание претензии

При составлении претензии необходимо уточнить следующие моменты:

  1. Полный перечень ошибок виновной стороны. Пример: пропажа части груза, доставка оставшегося имущества в испорченном виде, несвоевременное предоставление услуги и т. д.
  2. Характер претензий и их обоснование. Пример: компенсация за утрату груза, опоздание с доставкой, выдачу поврежденных товаров.
  3. Желаемая сумма компенсации за каждую ошибку виновной стороны. В этом же пункте указываются временные рамки выплаты денег.
  4. Номер расчетного счета и другие банковские реквизиты.

Также необходимо указать почтовый адрес, на который можно отправить ответ и уточнить дату составления документа. В претензии можно (но необязательно) указать и другую информацию. Ответчик обязан дать ответ в течение 30 календарных дней с момента получения документа.

Претензия подана, что делать дальше

Если пострадавшей стороне отказывают в компенсации, она подает заявление в арбитражный суд, работающий по месту регистрации ответчика. Решение о начале дела или отказе в рассмотрении претензии принимается в течение месяца.

При застрахованном грузе необходимо собрать документы, уточняющие масштаб и характер кражи, а также сумму расходов. Далее необходимо направить бумаги в страховую компанию и дождаться компенсации, соответствующей условиям полиса. Все дальнейшие действия по поиску вора ложатся на плечи “страховиков”. У них будет 365 дней, чтобы найти виновника и наказать его в суде.

Помните: В 95% случаев ответственность за доставляемый груз лежит на транспортной компании. Именно ей приходится компенсировать расходы при краже имущества или его исчезновении. Для подтверждения своей невиновности, перевозчику нужно найти настоящих злоумышленников. Если будет доказана ответственность водителя за преступление, тогда убытки понесет он. Впрочем, виновных очень сложно обнаружить. Полиция редко раскрывает такие преступления, а своими силами почти невозможно поймать преступников.

Масштабы проблемы

О тотальном воровстве в сфере автомобильных грузоперевозок говорят следующие факты:

  1. В Европе, Америке и Азии действуют сотни агентств, расследующих такие преступления. И их число продолжает расти.
  2. Значительная часть страховых компаний отказывается сотрудничать с автомобильными транспортными фирмами или предоставляет им услуги по особому тарифу. Подобные ограничения отсутствуют для РЖД и других типов транспорта.
  3. В арбитражных судах по всей стране хранятся сотни дел о кражах товаров, перевозимых грузовиками.

По статистике МВД РФ, примерно 50% таких преступлений не расследуются. Проблемы возникают уже при определении пострадавшей стороны. Даже действия перевозчика изучаются “спустя рукава”, а до поиска третьих лиц обычно и вовсе не доходит.

Кто в группе риска

Согласно данным правоохранительных органов, чаще всего воруют следующие грузы:

  1. Бытовая техника.
  2. Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры.
  3. Косметология и парфюмерия.
  4. Замороженные продукты длительного хранения.
  5. Цветные металлы.

Итог: в зоне риска ходовые товары с длительным сроком хранения.

Как защитить свой груз

Защита от хищений товара ежегодно обсуждается на профильных конференциях и симпозиумах. Но несмотря на это, поставщики, перевозчики, получатели и страховщики до сих пор не выработали единой концепции к подобным преступлениям.

Как защитить свой груз

А потому всем сторонам остается лишь придерживаться следующих правил:

  1. Работайте с компаниями, имеющими многолетний опыт, хорошую репутацию, положительные отзывы.
  2. Страхуйте имущество, если есть такая возможность.
  3. Уменьшите количество остановок транспорта до минимума.
  4. Предпримите дополнительные меры безопасности во время погрузки/выгрузки товара.

Старайтесь перевозить грузы по будням. Во время выходных и праздничных дней преступники особо активны. А самое главное — надежно защитите информацию о перевозке груза. Чем меньше людей будут знать об маршруте и товарах, тем лучше.

Количество краж можно существенно снизить при установке защитных систем и найме охранных фирм. Но из-за ограничений бюджета, эти меры подходят сравнительно небольшому количеству компаний.

Подводя итоги

Кража автомобильных грузов — это серьезная проблема, но с ней можно бороться. Для минимизации расходов нужна правильная организация поездки, соблюдение правил безопасности, контроль погрузки и выгрузки товара. Не менее важен детально прописанный договор и готовность отстаивать свои интересы в суде…

Правила и порядок страхования грузов при перевозке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

семь + один =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: