Виды упаковочных материалов и способы упаковки

Один из основных этапов организации грузоперевозок – упаковка товара с применением специальной тары. Главная задача упаковки – обеспечение сохранности и целостности товара независимо от его эксплуатационных характеристик, сохранение эксплуатационных характеристик. Для различных товаров применяются разные виды упаковочных материалов, поэтому при выборе тары следует внимательно изучить – какие функции выполняет конкретная упаковка.

Виды упаковочных материалов

Функции упаковки

В современной системе товарооборота упаковка и тара выполняют несколько важных функций:

  • защита груза от механических и погодных влияний;
  • исключение контакта окружающей среды с грузом (относится к транспортировке опасных грузов);
  • защита груза от другой перевозимой продукции;
  • формирование и поддержание условий хранения, доставки, необходимых для сохранности эксплуатационных характеристик продукции;
  • обеспечение мобильности груза, а также комфортных условий для организации и реализации погрузочно-разгрузочных работ.

Кроме этого, тара выполняет функцию носителя важных сведений о грузе. Чтобы упаковка или тара выполняла весь объем функций, они обязаны соответствовать определенным требованиям, обозначенным техническими нормами.

Требования

При изготовлении, а также эксплуатации упаковочных материалов они в обязательном порядке обязаны соответствовать определенным техническим, нормативным требованиям, в противном случае их нельзя использовать при транспортировке.

Требования упаковке делят на разные категории, основные – социальные, антропометрические функциональные, эстетические, экологические. Также к упаковке предъявляются требования относительно безопасности и надежности груза.

Важно! Данные требования актуальные для любого вида упаковки – твердой, мягкой, для разных видов груза.

Социальные требования

Демонстрируют соответствие объемов производства упаковки потребностям общества и отдельных социальных групп, ассортименту отдельных товарных категорий. Поскольку упаковка – неотъемлемая часть товара, потребность в ней актуальна, пока есть спрос на продукцию. Потребность в упаковочных материалах классифицируется по разным критериям: стоимость сырья, вид тары. По статистике, наиболее востребованным является производство упаковки для пищевых продуктов, а также парфюмерии и косметики.

Функциональные требования

Качественная тара обязана оберегать груз от любых внешних факторов – влаги, тепла, ультрафиолета, кислорода. В соответствии с функциональными требованиями тара обязана обеспечить полную сохранность товара – его количество, качество.

Надежность

Данное требование означает способность упаковки обеспечить сохранность эксплуатационных характеристик груза на весь период транспортировки.

Важно! Срок сохранности не может превышать срок хранения и употребления продукции.

Взаимозаменяемость

Упаковочный материал, когда его не оказывается в наличии, должен быть заменяем другим материалом, тарой, с аналогичными эксплуатационными характеристиками. Такая замена не должна отразиться на качестве транспортируемой продукции и груза.

Эстетические требования

Касаются оформления, дизайна упаковки. Дизайн предполагает комплекс графических знаков, текстового обозначения.

Эргономичность

Данное требование определяет степень комфортности применения конкретной упаковки в соответствии с возможностями человека. Тара должна быть удобной и безопасной с точки зрения использования клиентом.

Антропометричность

Это требование определяет – в какой степени упаковка соответствует форме и размеру рук потребителя. Нельзя упаковывать детские игрушки в тару, предназначенную для упаковки продуктов питания или бытовой химии. Кроме этого, эргономичная упаковка должна гарантировать удобную погрузку, выгрузку товара. При производстве тары учитываются следующие параметры:

  • возрастная группа целевой аудитории;
  • особенности погрузочных и разгрузочных работ.

Психологические требования

Упаковка должна вызывать приятные эмоции у потребителя, побуждать к действию – купить, попробовать, воспользоваться.

Экологичность

Одно из основных требований к упаковке – она не должна оказывать негативное влияние на окружающую среду с момента производства, на протяжении всего срока эксплуатации. Кроме этого, упаковка должна оставаться экологически безопасной после эксплуатации.

Важно! Нет абсолютно безопасной с экологической точки зрения упаковки, каждая в определенной степени причиняет ущерб экологии. Самая опасная для окружающей среды пластиковая упаковка.

Безопасность

Упаковка должна обеспечивать безопасность погрузочных, разгрузочных работ, а также эксплуатации груза. Это особенно актуально при транспортировке опасных грузов.

Кроме этого, к упаковке предъявляют еще одно требование – экономическая эффективность – определяется стоимостью производства, эксплуатации, утилизации тары. Экономическая эффективность не связана с эксплуатационными качествами товара, соответственно, универсальной тары с точки зрения финансовых затрат не существует.

Виды упаковки

Представителям компаний, которые занимаются транспортировкой различных грузов, необходимо знать классификатор упаковочных материалов. Используется классификация по разным признакам, чаще всего – по функциям, которые они выполняют.

Виды упаковки

  1. Транспортная упаковка. Такая тара, а именно внешняя упаковка – отдельная транспортная единица, сфера применения – обеспечение целостности груза при перевозке, а также его хранении.
  2. Потребительская упаковка. Данная категория относится к внутренним упаковочным материалам, которые предназначены для потребителя. Транспортные функции такая упаковка не выполняет, а наиболее распространенные примеры – флаконы, упаковочные пакеты, картонные коробки, банки, бутылки. Именно к потребительской упаковке предъявляются высокие эстетические требования, поскольку одна из основных ее функций – привлечение внимания покупателей, формирование положительного имидж о товаре.
  3. Тара оборудование. Отдельная категория упаковки, представляет собой полноценные, функциональные изделия, предназначенные для упаковки, хранения, реализации, транспортировки.
  4. Цеховое оборудование. Упаковка особой конструкции и назначения, применяемая исключительно на производственных предприятиях для складирования, хранения готовой продукции. Как правило, это ящики, поддоны особой конфигурации.

Кроме этого, упаковку дифференцируют по продолжительности применения:

  • разовая – используется один раз, преимущественно тара потребительской группы, некоторые транспортные упаковочные материалы, подлежащие утилизации сразу после транспортировки;
  • возвратная – упаковка, которая была в эксплуатации, ее можно применят повторно, особенность – ее обязательно сдают поставщику;
  • многоразовая или многооборотная – предполагает возможность использования тары неограниченное количество раз, в большинстве случаев ее возвращают поставщикам, как правило, бочки, ящики, а также другие виды транспортной упаковки.

Есть и другие критерии классификации упаковки:

  1. по назначению – специализированная (для груза с особенными эксплуатационными характеристиками), универсальная (подходит для любого груза);
  2. по конструкции – упаковка бывает разборная, неразборная, открытая и закрытая, складная и разборно-складная.

Один из основных критериев классификации упаковочных материалов – физико-химические качества:

  • жесткая упаковка – в любых условиях эксплуатации сохраняет форму, не деформируется;
  • полужесткая – деформируется, теряет форму при определенном механическом воздействии;
  • мягкая – любая упаковка, которая легко сминается и не удерживает форму;
  • хрупкая – в этой категории представлена тара, выполненная из стекла.

Классификация по материалу изготовления

Данная дифференциация признана основной, выделяют 8 групп упаковочных материалов.

  1. Картон. Этот материал считается самым распространенным и востребованным, именно поэтому картонная тара востребована в разных отраслях, с помощью картона реализуют разные способы упаковки продукции. Картон уместен для упаковки, хранения и транспортировки продовольственных, непродовольственных товаров. Очевидное преимущество картона – небольшой вес. Для производства применяется древесина, целлюлоза, макулатура.
  2. Бумага – основной материал для упаковки, хранения, транспортировки штучных изделий, сыпучей продукции, например, для маргарина, упаковка пакет для хлебобулочных изделий.
  3. Металл. Такая тара тяжелая, но довольно часто используется в качестве тары для хранения, транспортировки преимущественно для груза с особенными эксплуатационными характеристиками. Речь идет о баллонах, канистрах, бочках. В данном случае важно нейтрализовать действие металла на продукцию, которая хранится в таре. Внутри металлические емкости покрываются составом, который не позволяет контактировать таре и грузу, таким образом, можно транспортировать даже продовольственные товары.
  4. Стекло. Стеклянная тара используется преимущественно для жидких продовольственных товаров, жидкостей парфюмированной группы, а также жидких косметических средств. Емкости отличаются объемом, формой, это могут быть бутылки, флаконы. В зависимости от характеристик, необходимых для хранения продукции, для производства применяют окрашенное или неокрашенное стекло.

    Важно! Поскольку стекло – хрупкая упаковка, для транспортировки его применяют исключительно в комбинации с другой тарой.

  5. Полимеры. Пожалуй, наиболее популярный упаковочный материал, такая востребованность упаковки обусловлена невысокой себестоимостью, простой технологией производства, отличными эксплуатационными характеристиками. Полимерный пластик легкий, прочный, устойчив к воздействию влаги.
  6. Комбинированные материалы. Производится минимум из двух видов сырья, в результате получается цельная конструкция. Пример, картонная емкость с днищем из металла дополнительно армированным.
  7. Древесина. Распространенный вариант упаковки – прочный, износостойкий, безопасный, экологически чистый, отлично защищает груз, подлежащий транспортировке. Традиционная деревянная упаковка – поддоны, ящики, а также корзины. Поскольку вес деревянной тары достаточно солидный, цена транспортировки также увеличивается.
  8. Текстиль. Речь идет о тканевых мешках, а также упаковках, пошитых из текстиля.
  9. Стрейч-пленка. Универсальный материал, нашедший применение в упаковке абсолютно разной продукции. Пленка защищает продукцию от загрязнения, позволяет зафиксировать при транспортировке, устойчива к высоким и низким температурам.
  10. Клейкие ленты. В данной категории представлены различные упаковочные материалы – армированные ленты, двухсторонние, алюминиевые, твист ленты. Отлично подойдут в качестве крепежного материала во многих строительных и отделочных работах, а также при ремонте или установке сантехники. Отличительные характеристики: отличная адгезия, высокая прочность, невосприимчивость к температурным перепадам.

Широкий ассортимент упаковочных материалов обеспечивает широкие возможности в сфере грузоперевозок. Посредством использования и комбинации разных упаковочных материалов можно перевозить абсолютно любой товар на различные расстояния. Регулярно производители упаковочных материалов предлагают новые варианты тары, емкостей с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Благодаря тому, что на производстве вводятся современные, более строгие методы контроля, готовый продукт – упаковка – приобретает новые качества.

Упаковка, применяемая при грузоперевозках

Упаковка, применяемая при грузоперевозках

Упаковка, тара, используемая для транспортировки грузов, образуют одну большую категорию – транспортная упаковка. Группа внешней тары, а именно – отдельная транспортная единица. Упаковка бывает малогабаритной, крупногабаритной, может принадлежать компании перевозчику или владельцу груза.

Функции транспортной упаковки, тары:

  • Техническая – наиболее приоритетная;
  • маркетинговая (рекламная);
  • идентифицирующая.

Техническая функция обеспечивает сохранность товара. Качественная с точки зрения технической функции упаковка должна справляться с такими задачами:

  • сохранность целостности упаковки, качества, формы продукции;
  • тара должна быть совместима с транспортируемым грузом, не вступать в химическую реакцию и деформировать;
  • невосприимчивость к ударам и другим механическим воздействиям;
  • устойчивость на сжатие, растяжение, разрыв;
  • исключение доступа к продукции третьих лиц, которые не имеют для этого законного основания.

Кроме этого, тару подбирают, исходя из экономической обоснованности затрат на производство, применение. Упаковочные материалы выбирают таким образом, чтобы разместить в транспорте оптимальным способом (экономия пространства, надежное крепление). Упаковка должна быть не только комфортной в эксплуатации, но также удобной, простой для утилизации.

Маркетинговая функция проявляется в следующем: информирование об особенностях груза, мотивация к покупке, рекламирование продукции.

Идентифицирующая функция предполагает следующее – стиль, дизайн и оформление упаковки выделяют товар из общей массы, вызывают конкретные ассоциации.

Виды транспортной упаковки

  1. Барабаны. Корпус бывает гладкий, иногда гофрированный, скрепленный в виде цилиндра, днище плоское, отсутствуют обручи, а также зигзаги катания.
  2. Коробки, ящики. Дно упаковочной тары образует прямоугольник, есть две торцевые, две боковые стенки, крышка присутствует, но это не обязательное условие. Материал изготовления – картон, дерево, пластик, гораздо реже применяют металл.
  3. Бочки. Тара цилиндрической, иногда параболической формы, для большего комфорта конструкцию дополняют обручами, зигзагами катания. Донья – характерная конструктивная особенность конструкции бочки.
  4. Мешки. Мягкая тара транспортной категории, имеет вид рукава, есть днище, горловина. Дно выполняют разными способами – склеиваю, сваривают или сшивают.
  5. Мягкие контейнеры. Его также называют Big Bag. Мягкая тара большой вместительности. Визуально напоминает мешок, для удобства транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ упаковка оснащена стропами, посредством которых используются подъемные механизмы.
  6. Бидоны, канистры. Бывают потребительские или транспортные. Особенность упаковки – наличие сечения на корпусе, которое расположено параллельно днищу. Форма тары бывает разная – цилиндр, прямоугольник. Крышка с запирающим механизмом, а также горловина особой формы обеспечивают комфортную транспортировку и перемещение.
  7. Фляги. Тара многоразового использования в форме цилиндра, размер днища больше размера горловины, есть механизм для переноса, запирающаяся крышка.
  8. Баллоны. Имеет характерное круглое днище, ее применяют, когда нужно добиться максимально равномерного давления внутри емкости. Емкости бывают металлическими или стеклянными. Стеклянную тару транспортируют с другой более прочной тарой.

Маркировка

Маркировка

При необходимости на поверхность упаковки наносится маркировка, указывающая об особенностях груза:

  • обозначения относительно любых действий с грузом во время эксплуатации, транспортировки, погрузки, разгрузки;
  • обозначения, указывающие материал, из которого выполнен груз и упаковка;
  • экологические обозначения – такие знаки указывают о степени экологичности груза, упаковки, так легче сортировать и утилизировать тару по окончании эксплуатации.

Упаковка, тара представлены в обширном ассортименте. Каждая группа предназначена для работы с определенной категорией товаров, выполняет конкретные функции. Грузоперевозки неотъемлемо связаны с применением упаковки, поэтому определенная степень ответственности за грамотный выбор и безупречное качество емкости, тары лежит на перевозчике грузов. Перевозчик имеет право отказаться от перевозки груза, если он некачественно упакован или емкость не соответствует нормам и техническим требованиям.

Основные правила перевозки хрупких грузов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

четыре × 4 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: