Правила перевозки сжиженного газа автотранспортом

В процесс доставки грузов входят как перевозка продуктов питания, вещей и прочих бытовых предметов, так и перевозка топлива. С развитием промышленности и цивилизации в целом, использование каменного угля снизилось во много раз. Обратно пропорционально возросла потребность в природном газе и его доставке соответственно. Наиболее востребована по многим параметрам доставка автотранспортом. Именно о том, что требуется, а также как непосредственно осуществляется перевозка газа автотранспортом, и поговорим сегодня.

Перевозка газа автотранспортом

Подготовка сырья

Для выполнения доставки газообразного груза в назначенный пункт требуется предварительная его обработка к перемещению. Сырье транспортируют, предварительно очистив его от посторонних вкраплений:

Невидимая для камер наноплёнка на номера
Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

  1. Сразу после добычи из скважины.
  2. С применением специальных сепараторных установок.
  3. Непосредственно перед погрузкой в транспортную тару — погон через компрессорное оборудование.

На этом удаление примесей не заканчивается. Обязательным является выведение излишков влаги из подготавливаемого сырья. В противном случае, во время применения газ может начать кристаллизоваться, что в свою очередь, приведет к закупориванию трубы.

Учитывая, что после тщательной очистки груз становится бесцветным и без запаха, то обязательным критерием подготовки становится добавление ароматизаторов. Именно благодаря специфическому запаху можно определить утечку и предотвратить последствия.

Способы доставки

Поставка природного газа осуществляется разными способами, в зависимости от требований и удаленности получателя (государства, города или острова). Наиболее распространенным все же является автомобильный транспорт, но есть и другие методы. Например, доставка по воде в специальных танкерах.

Танкеры

Танкер это судно, при помощи которого возможно перевезти сжиженный газ на дальние расстояния по воде. Уровень развития морского транспорта это очень даже позволяет.

Танкеры

Однако, у такого типа доставки имеются свои плюсы:

  • безопасность;
  • удобство;
  • низкая стоимость доставки;
  • отсутствие транспортных заторов;
  • возможность доставить большие объемы.

Есть и минусы:

  • низкая скорость;
  • соблюдение техники безопасности на судах;
  • низкая рентабельность;
  • редкий попутный груз.

Перевозка природного топлива танкерами снижает популярность за счет более удобной и безопасной, а следовательно и окупаемой доставки по трубам.

Трубопровод

Популярность доставки природного газа при помощи специального трубопровода практически наравне с автотранспортом. Уникальность такого способа состоит в том, что качественно собранный трубопровод выдерживает внутреннее давление не менее 75 атмосфер.

Трубопровод

А грамотно подобранное сечение труб позволяет транспортировку газа до конечного потребителя без опасности протечки или разгерметизации. Для контроля герметичности стыков труб и внутреннего давления магистрали используют компрессорные станции, которые располагают в специально оборудованных точках, с защитой от вторжения.

У трубопроводов имеются как преимущества, так и недостатки:

Преимущества

  • шанс утечки минимален;
  • скоростная доставка до конечного потребителя;
  • быстрая окупаемость магистрали;
  • низкая стоимость;
  • легкость перекачки больших объемов;
  • бесперебойность работы;
  • доступность и простота технического обслуживания.

Недостатки

  • внушительные денежные инвестиции в постройку магистрали;
  • трудности в ремонте, а именно в остановке подачи газа потребителю;
  • влияние климатических условий на состояние трубопровода;
  • невозможность доставки сжиженного газа.

Касаемо климатических условий той территории, где планируется или уже расположен трубопровод. В условиях сильных морозов сохранение герметичности весьма важно и сложно. Несмотря на скорость, трение при повышении трения и скорости перекачки увеличивается, что часто грозит прорывом и, соответственно, утечкой.

Тарификация

В зависимости от сложности способа доставки газа в исходном или сжиженном состоянии разнятся и тарифы на оплату пользования природным топливом. Тарификацию производит компания, которая предоставляет газ населению, то есть организация-владелец газовой магистрали.

Формирование происходит из:

  • ценообразование в стране подачи газа;
  • условия договоров на поставку топлива;
  • расходы на обслуживание ГТС;
  • уровень инфляции за период действия соглашения;
  • регулярные дополнительные сборы на оплату поставок.

Для контроля тарифов на пользование газом в 2000 году правительство создало регламентирующий документ, на который основываются все ценообразователи.

Регулярность и величину сборов на оплату транспортировки также регламентируется Правительством с 2019 года.

Доставка автотранспортом

При перевозке газа автомобильным транспортом, сырье обязательно проходит процедуру сжижения. Процесс заключается в том, что природный газ охлаждают до -160°C. При этом его объем увеличивается более, чем в 600 раз. Сжиженное топливо перекачивают в емкости, в которых предстоит транспортировка.

Для природного газа автомобильными ТС применяется два типа доставки:

  1. Автоцистерна (специальная цистерна АЦТ-10);
  2. Баллоны соответствующего назначения (максимум заполнения таких баллонов 90% от внутреннего объема).

Для каждого метода характерны определенные особенности, преимущества и даже отрицательные моменты.

Автоцистерны

Доставка бытовых и технических газов в автомобильных цистернах строго регламентируется:

  • контроль перевозимых объемов;
  • оснащенность авто спец оборудованием;
  • техническая исправность транспортного средства;
  • подготовленность водителя.

Одним из главных критериев в транзите любого груза является стоимость. В большинстве случаев доставка сжиженного газа автотранспортом — самый дорогостоящий метод. Используется же потому, что разветвленность и протяженность автодорог намного больше, чем жд или водных.

Автоцистерны

Природный газ даже в сжиженном состоянии легко воспламеняем и взрывоопасен. Поэтому для транспортировки данного вещества используются автомобильные цистерны спец назначения. Возможность же перевозки топлива в сжиженном состоянии относит этот груз к разряду наливных.

Для перевозки сжиженного газа (СГ) разрешено применять только сертифицированные емкости, которые учтены государством. Для постановки на учет транспорта с цистерной потребуется обратиться в Госгортехнадзор.

При использовании спец емкости для доставки СГ в пункт назначения контроль изнашивания обязателен. Самое оптимально проверять уровень износа цистерны раз в 1-2 года, максимум раз в 3 года.

Оснащение автоцистерны

При изготовлении автомобильной цистерны для транспортировки наливных грузов разного класса опасности используется самая прочная и проверенная в надежности термоизоляция. Помимо этого автомобильная цистерна должна быть оборудована:

  • взрывозащитными механизмами;
  • датчиками контроля и измерения внутреннего давления;
  • предохранительными клапанами;
  • системой сброса паров;
  • устройство для закачивания и слива топлива.

Для транзита сжиженного газа разрешено использовать цистерны цилиндрической формы, изготовленные из нержавеющей стали, оборудованные специальными защитными механизмами для защиты от перегревания при активном солнечном свете. Допустимая температура груза внутри цистерны варьируется в диапазоне от -40°С до +50°С.

Наличие контролирующего оборудования обеспечивает постоянное наблюдение за давлением внутри резервуара со сжиженным газом. Оптимально давление равно 16 атмосферам.

Регламент на изготовление автомобильных цистерн для транспортировки сжиженных газов осуществляет ГОСТ 21561-76. На основании этого контролирующего документа цистерна принимается в эксплуатацию, если соблюдены следующие правила:

  • соответствие регламенту эксплуатации оборудования для перевозки и хранения сжиженных газов и веществ, находящихся под давлением;
  • обеспечение контроля выдержки требуемого давления внутри емкости даже при нестандартных температурных условиях;
  • организация и контроль устойчивости крепежного оборудования, а также прочности конструкции, где будет зафиксирована цистерна (основой для расчетов является динамический коэффициент со значением 2.5);
  • обеспечена устойчивость всей конструкции, а также установлена защита от опрокидывания.

Соблюдение данного регламента обеспечивает высокое качество автомобильных специальных резервуаров для сжиженных газов и веществ по высоким давлением.

Для транспортировки СГ важным критерием становится маркировка цистерны. Именно этот тип оснащения подскажет остальным участникам дорожного движения о том, что перевозится в данной емкости. Маркировка содержит:

  • яркую окраску цистерны снаружи (желтый или оранжевый цвета);
  • надписи «ОГНЕОПАСНО», сделанная черными большими буквами на боковых сторонах;
  • таблички с указанием класса опасности груза (также окрашенные в яркий цвет);
  • проблесковые маячки желтого или оранжевого цветов, расположенные на крыше кабины тягача.

Не менее серьезные требования предъявляются и к тягачам цистерн с опасным грузом. Так, например, для каждого транспортного средства, осуществляющего перевозку СГ, обязательно оснащение системой ABS. Также для абсолютно всех автомобилей необходимостью является возможность контроля GPS/ГЛОНАСС. Это позволяет выполнять контроль маршрута, а также скорости и своевременности прибытия в конечную точку потребления сжиженного газа. Чаще всего газ в автоцистернах перевозят для последующего слива на АЗС. Естественно, для качественного и быстрого сброса топлива требуется соответствующая система запорных механизмов и датчиков контроля и измерения.

Механизмы. Датчики

Для быстрого и безопасного сброса сжиженного топлива в месте прибытия используется соответствующий механизм. Сливной узел представляет собой четыре крана шарового типа, три используют для закачки и слива топлива из цистерны, а один для удаления лишних испарений. Контроль сброса паров необходим, чтобы не вызывать избыточное внутреннее давление и избегать взрывоопасных ситуаций.

При поставке сжиженного топлива в частные организации, для перекачки из чистерны в резервуар потребителя используют специальные заправочные рукава, которыми должна быть оснащена цистерна. Контролируя процесс через пульт управления, оператор принимающей организации быстро и без утечек сливает топливо в необходимые емкости хранения.

И, конечно же, принятие защитных мер по недопущению или быстрому снижению давления внутри цистерны. Для этих целей обязательна установка дифференциального клапана, исправность которого очень важна для установок при перевозке СГ.

Газовые баллоны

Помимо автомобильных специализированных резервуаров — цистерн, для транзита сжиженного газа используют металлические баллоны. Баллоны оснащают специальным краном с трубкой, нижний уровень который расположен на уровне заполнения баллона на 85%. Максимальное же значение наполненности баллона составляет 90%.

Газовые баллоны

Для транспортировки газовых баллонов установлены и действительны следующие требования:

  • наличие системы крепления баллонов в кузове в не сдвигаемом состоянии;
  • с каждого баллона должны быть сняты редукторы, а вентили закрыты специальными металлическими колпаками;
  • оборудование автотранспорта теневыми кожухами для предотвращения перегрева груза в кузове;
  • необходимо наличие вентиляции в кузове с газовыми баллонами;
  • при оснащении ТС специальными ящиками для перевозки баллонов с газом колпаки на вентиля не требуются;
  • стаж водителя в управлении аналогичными ТС;
  • минимум два огнетушителя с углекислотой;
  • выход выхлопной трубы в переднюю часть авто, оснащение выхода сеткой для улавливания искр.

При погрузочно-разгрузочных работах возле транспорта с газовыми баллонами строго запрещено курить и использовать открытый огонь.

Особые требования

Для трансфера сжиженного газа любым способом утверждены требования, которые неукоснительно должны соблюдаться.

  1. Пожаробезопасность — исправные огнетушители в салоне и кузове авто.
  2. Профессионализм и опыт работы водителя в аналогичной сфере.
  3. Медицинский осмотр водителя перед рейсом.
  4. Техническая исправность автомобиля и цистерны или баллонов.
  5. Разработка и утверждение маршрута.
  6. Схема маршрута с учетом минимизации создания опасных ситуаций.
  7. Промывка емкостей перед началом погрузочных работ для удаления остаточных примесей.
  8. Контроль степени наполнения резервуаров — максимально 85%, для баллонов — 90%.

Документы

Для каждой перевозки необходимы сопроводительные бумаги. Для транспортировки сжиженного газа такие бумаги не просто необходимы, они также являются гарантией безопасности ТС и емкости с газом. Для успешной поездки автомобиля с газом на борту требуется:

  • путевой лист;
  • ТТН;
  • разрешение на эксплуатацию ТС;
  • допуск водителя на управление газовозом;
  • бумаги о проведенной подготовке;
  • аварийная карта.

Каждый документ важен и должен быть действующим на весь период поездки. В противном случае санкции за несоблюдение регламента перевозки опасных грузов весьма высоки.

Заключение

Перевозка газообразных веществ осуществляется после длительной и тщательной подготовки транспортного средства, резервуара для вещества и водителя, которому предстоит управлять вверенным ТС. Контроль исправности клапанов и механизмов, целостности тары для газа, а также устойчивость автомобиля — самые важные пункты в подготовительных мероприятиях. Только при технической исправности и соответствующем оснащении возможно подготовить необходимые сопроводительные документы и выполнить перевозку без преткновений со стороны контролирующих органов.

Знаки и правила маркировки для перевозки опасных грузов на транспорте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

16 − 11 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: