Особенности перевозки леса и лесоматериалов железнодорожным транспортом

Железная дорога популярна не только для пассажирских перевозок, но и для трансфера различных грузов. Особое внимание уделяется доставке крупных партий строительных материалов, спецтехники, а также лесоматериалов. Для каждого типа поклажи установлены критерии перевозки, отчего не каждый вагон подойдет для поездки. Учитывая подобные тонкости, чтобы перевезти лес железнодорожным транспортом потребуется следовать определенным требованиям.

Как перевезти лес железнодорожным транспортом

Виды лесоматериалов

В связи со спецификой груза, большинство транспортных компаний специализируются на транспортировке некоторых конкретных видов. Так, например, организация может перевозить только свежесрубленный материал, либо уже обработанный. Лесозаготовки делят на два вида:

  1. Короткий лес. В профессиональном кругу его называют коротьё. К этой категории относятся деревья, высота которых не превышает 3 метров.
  2. Длинномерный лес, который также называют долготьё. К долготью относят деревья, имеющие длины ствола от 3 метров и более. Чаще всего устанавливаются ограничения от 3 до 12 метров. К категории длинномеров принадлежат деревья с необрезанной кроной или сучьями, также обработанные бревна.

Наиболее частыми видами для транспортировки с участков заготовки становятся хлыст (ствол с обрезанными сучьями) и бревна. Учитывая, что для изготовления мебели и других массивных объектов востребована та часть ствола, в которой меньше сучьев, то спрос на такую древесину выше. В свою очередь материал, подвергнутый даже минимальной обработке, классифицируют на несколько разновидностей:

  • пиленый;
  • фрезерованный;
  • строганный;
  • колотый;
  • круглый.

Каждая категория, будь то свежесрубленный лес или пиломатериал после обработки, требует основательного грамотного подхода к организации перевозки. Для этого потребуется предоставить соответствующую качественную и разрешительную документацию, разработать и утвердить маршрут, а также подготовить специальные вагоны и проверить их техническую исправность. Обо всем по порядку.

Вагоны для перевозки

Расширение технических возможностей транспорта способствовало появлению отдельных видов вагонов для перевозки разных групп поклажи. Для транспортировки лесоматериалов компании — перевозчики используют специальные типы вагонов:

  • Полувагоны — емкости с открытым верхом, благодаря которому доступна погрузка леса при помощи погрузочной техники, например крана. Также если перевозить предстоит сыпучий груз из категории лесоматериала, используют полувагоны с люками в торце или донной части для облегчения процесса разгрузки.
  • Платформы — площадки с низкими бортиками или с полным их отсутствием. Для перевозки лесоматериала используют платформы, оснащенные боковыми вертикальными стойками и обрешетками, при помощи которых груз легко укомплектовать и зафиксировать.

В зависимости от типа крепежной установки, на платформе могут быть установлены сплошные металлические стены с торцов. Однако, профессионалы своего дела могут выполнить доставку в обычном вагоне (на платформе), не оснащенном требуемыми параметрами. Но при этом стоит вспомнить особенности перевозки леса при помощи жд транспорта.

Особенности жд доставки

У каждого метода доставки грузов есть свои особенности и преимущества. Не исключение и жд перевозка. При использовании этого метода стоит отметить:

  • облегчение трудового процесса;
  • внушительная грузовместимость;
  • возможность быстрой загрузки специализированной техникой;
  • нет препятствий к осмотру груза;
  • относительная дешевизна по сравнению с другими видами транспорта;
  • минимизация ручного труда при погрузочно-разгрузочных работах.

Учитывая эти нюансы выбор жд способа перевозки лесоматериала становится весьма и весьма рациональным. Однако, если все-таки требуется доставить из одной точки в другую небольшое количество леса, то рекомендуется воспользоваться другими видами транспорта.

Маркировка и хранение

Прежде, чем осуществлять подготовку рейса и погрузку на подвижной состав, лесоматериалы какое-то время хранят на складах и других местах, отведенных под хранение. Чтобы не перепутать назначение того или иного пиломатериала, его обязательно маркируют. Поэтому, для обеспечения качественного хранения необходимо знать категорию груза, предназначенного для хранения.

Маркировка и хранение

Процедуре обозначения подлежат прежде всего заготовки, прошедшие какой — либо вид обработки. Чаще всего маркировка выполняется выжиганием (клеймо) и нанесением несмываемой краски. Так, для маркировки материалов с шириной торцов до 25 мм используют вертикальные полосы, а свыше 25 мм — точки. Также существуют специальные буквенные обозначения для некоторых видов заготовок: О — материалы для обозов; Л — для изготовления лыж; Р — резонансные.

Группировка лесозаготовок по схожести облегчает обеспечение подходящих условий хранения. Под хранением подразумевается комплекс мероприятий, направленный на сохранение исходных свойств леса. Одновременно этот комплекс направлен и на предотвращение возникновения плесневых грибков на поверхности клади, ее растрескивания и даже деформации из-за атмосферных условий (короблению).

Регламент хранения хвойных пород определяет ГОСТ 3808.1-75, лиственных ГОСТ 7319-74.

Выбор условий и места расположения склада зависит также от степени влажности, которую требуется сохранять для всех видов леса в течение всего времени хранения. Точкой (нормой) отсчета в изменении правил считается влажность 25%. Так, при поступлении на склад древесины с влажностью выше этого показателя, ее (древесину) обязаны обезопасить антисептически путем погружения в специальный раствор (это указано в ГОСТ 10970-78).

Поступающие на хранение материалы подлежат тщательному осмотру на предмет определения исходного качества, влажности, наличия допустимых утвержденными стандартами дефектов.

Способ хранения тоже зависит от уровня влажности и требований ее сохранности:

  • Ограничение влажности для бревен подразумевает их хранения в штабелях, где сушка производится естественным путем.
  • Материалы, влажность которых ниже 25%, укладывают штабелями максимально плотно.
  • Пиломатериалы с влажностью выше процентной нормы укладывают в штабеля для естественной сушки.
  • Заготовки для настилания полов, кровли, а также строительную дранку содержат в закрытых помещениях с хорошей вентиляцией. Укладывают детали на специальные конструкции, чтобы избежать деформации или грибкового заражения.

Важно. Лесозаготовки на открытых складах обязательно должны быть защищены от воздействий погодных явлений при помощи навеса. В закрытых же складах система вентиляции обеспечит соответствующую влажность и защиту от плесневых грибков.

Погрузочно-разгрузочные работы

После обработки и/или временного содержания на складе древесину требуется погрузить в подвижной состав на подготовленную платформу, либо в вагон. За качество укладки и крепления груза в вагоне отвечает грузоотправитель. Надежному размещению также способствует выполнение простых правил:

  1. Предварительная сортировка по схожим параметрам и критериям.
  2. Грамотное расположение груза в вагоне.
  3. Если лесозаготовки длиннее стен вагона или платформы, то допустима перевозка при открытых дверях.
  4. Рекомендована укладка штабелями по всей длине вагона встык.
  5. Использование техники укладки «шапка» позволяет разместить в подвижном составе до 15 кубометров древесины.
  6. В вагон, имеющий 4 оси, разрешено загружать лес длиной 1,6 метра и более.
  7. При погрузке в вагоны с 6 осями, минимальная длина леса должна составлять 4 метра.
  8. По утвержденным требованиям запрещается погрузка и перевозка обледенелого лесоматериала.
  9. Для безопасной укладки регламентом разрешено использование прокладок из плотных материалов, например брезента или толя.
  10. На открытых платформах установка крепежных конструкций зависит от ширины штабеля. Конструкции фиксируются при помощи проволоки.

От правильных и слаженных действий сотрудников при погрузочных работах зависит скорость загрузки, а также сохранность поклажи в течение поездки. Неуверенные или неквалифицированные манипуляции могут привести к порче, деформации или отсутствию плотности укладки. В некоторых случаях халатность работников может повлечь опрокидывание вагона.

Документация

Ни одна перевозка не может быть выполнена без соответствующей разрешительной и качественной сопроводительной документации. Для транспортировки лесозаготовок также требуется оформление определенных бумаг.

Документация

Учитывая, что древесина не относится к скоропортящимся грузам, то и документов надо не очень много. Конкретно для жд перевозок основными разрешительными бумагами являются:

  • железнодорожная накладная;
  • отгрузочная спецификация на материалы.

В случае отсутствия этих двух допусков вся партия будет признана незаконно перевозимой, что влечет в результате штрафные санкции для всех участников перевозки. Для международного рейса помимо указанных бумаг потребуется:

  • договор на оказание услуг поставки;
  • инвойс;
  • спецификации;
  • санитарное свидетельство;
  • сертификат происхождения (произрастания);
  • платежное поручение.

Предоставленные документы должны быть действительны на весь период поездки, а также являться подлинными (не фальшивыми).

Итоги

Перевозка древесины по железной дороге востребована среди многих перевозчиков. К такой доставке предъявляются особые требования по загрузке, фиксации лесоматериалов, а также их выгрузке и подготовке сопроводительных документов. Соблюдение установленных правил в течение всего процесса обеспечит доставку груза до конечной точки маршрута с минимальными потерями или же без них. И, конечно же, если требуется перевозка малых объемов, то жд способ не очень удобен. Используя подвижной жд состав, выгодно перевозить большие партии схожих по характеристикам грузов.

Правила перевозки леса автотранспортом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

13 − шесть =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: