Основные правила перевозки жидких грузов

Наливные грузы — это жидкости и сжиженные газы. По суше наливные грузы перевозят железнодорожными цистернами, автоцистернами, в танк-контейнерах, в стандартных двадцатифутовых контейнерах при помощи флекситанков, в бункерных полувагонах.

Перевозка наливных грузов

Особенности перевозки наливных грузов

Между континентами огромные партии жидких нефтепродуктов перевозят танкеры, контейнера с жидкостями транспортируют контейнеровозы и лихтеры.

Такие грузы можно разделить на три группы по назначению:

  • Нефть и нефтепродукты;
  • Химические вещества;
  • Пищевые продукты.

Острого внимания требуют опасные жидкие вещества. Опасными называются грузы, которые при перевозке угрожают окружающей среде, жизни и здоровью людей. Эти грузы перевозят с особым контролем как со стороны перевозчика, так и со стороны властей. Перевозку опасных грузов регламентируют международные инструкции. Инструкции о работе с опасными грузами разработаны для каждого вида транспорта.

Документы

Список документов, которые потребуются для перевозки наливных грузов, больше обычного. Для предъявления жидкости к перевозке дополнительно потребуются:

  • На химические наливные грузы требуется паспорт безопасности вещества;
  • Пищевые грузы могут нуждаться в санитарно-гигиеническом, ветеринарном сертификате, сертификате соответствия санитарно-гигиеническим и экологическим нормам. Перед погрузкой пищевых грузов цистерны промывают, пропаривают и дезинфицируют.

Больше всего документов требуется для опасных наливных грузов. Перед погрузкой необходимо дать перевозчику инструкции с описанием груза, условий транспортировки и способов защиты в случае аварии. Эти данные есть в аварийных карточках опасных грузов (АК). АК можно найти по международному номеру груза ООН в Алфавитном указателе опасных грузов.

Перед перевозкой жидкого опасного груза отправителю заранее необходимо получить разрешение ОВД по месту регистрации. Транспортное средство должно быть освидетельствовано подразделением ГАИ МВД. Подразделение выдает свидетельство ДОПОГ и на транспортное средство, и на водителя. ДОПОГ является европейским международным соглашением о перевозке опасных грузов по автодорогам.

Характеристики наливных грузов

Выбор тары для перевозки наливного груза напрямую зависит от свойств жидкости. Грузоотправитель должен предоставить точную информацию о всех параметрах, которые могут повлиять на процесс перевозки.

Характеристики наливных грузов

От этого зависит подбор температурного оборудования на цистерне, ее материал, меры предосторожности при перевозке.

  • Плотность,

Плотностью называется количество массы вещества в единице объема. Зная плотность перевозимой жидкости, перевозчик рассчитывает допустимый уровень, на который можно заполнить цистерну. Если этот уровень превысить, то цистерна лопнет от увеличения объема груза при нагревании. Плотность определяют прибором денсиметром;

  • Вязкость или текучесть,

Вязкость груза нужно знать, чтобы правильно рассчитать время на погрузку и разгрузку цистерны: чем больше вязкость, тем большее количество времени понадобится. Слишком вязкий груз может нуждаться в нагреве при перегрузке;

  • Застывание,

Если нужно перевезти гудрон, битум или нефтяную смолу, то потребуются цистерны с контролем температуры, иначе груз застынет в пути. Гудрон застывает при температуре +45С, нефтяная смола +40С, а битум +28С;

  • Испаряемость,

Существует ряд грузов с большим уровнем содержания летучих веществ. За счет этого грузы испаряются в пути, теряя часть своей массы. Среди нефтепродуктов быстрее всего испаряется бензин: испаряемость в тысячу раз выше, чем испаряемость мазута или дизельного топлива. Чтобы сократить потери груза при испарении, применяют плавающую крышу. Она поднимается и опускается вместе с жидкостью, уменьшая площадь испарения и сокращая потери груза;

  • Теплоемкость,

Чтобы знать, сколько времени и энергии необходимо для разогрева вязкой жидкости, нужно знать теплоемкость этой жидкости. Это значение показывает, сколько тепла и энергии нужно для подогрева жидкости на 1С;

  • Взрываемость,

Концентрация паров жидкости, при которой может произойти взрыв от открытого огня, искры или раскаленного предмета. Свойство взрывоопасности химических жидкостей выражается в температуре вспышки;

  • Температура вспышки,

Вещества с температурой вспышки менее +61 С относятся к легковоспламеняющимся. Существуют вещества с минусовой температурой вспышки, их относят к особо опасным жидкостям. К таким веществам относится бензин с температурой вспышки -43С;

  • Уровень электролизации,

Показывает, насколько груз способен накапливать статическое электричество. Имеет большое значение при организации работы трубопроводного транспорта, так как жидкость, двигающаяся по трубе, накапливает статическое электричество. Для предотвращения возникновения электрического разряда скорость перекачки наливных грузов ограничена. Например, нефтепродукты перекачивают со скоростью 12 км/ч и устанавливают требуемое заземление;

  • Коррозийность,

Кислоты и щелочи могут разъедать металл. Чтобы не портить стандартные цистерны, агрессивную химию перевозят в цистернах из нержавеющей стали с добавлением молибдена, либо в гуммированных цистернах. Внутренняя поверхность гуммированных цистерн покрыта мастикой из битумных смол, защищающей поверхность от разъедания;

  • Токсичность

Токсичные грузы и их пары опасны для человека. При аварии, в которой разлилась токсичная жидкость, в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей и окружающей среды. Такие вещества могут вызвать острые отравления с тяжелыми последствиями. Аварийно-восстановительные работы производят с соблюдением мер предосторожности, указанных в АК.

  • Окисление

Часто пищевые жидкие грузы имеют способность окисляться. Например, молоко. По этой причине алюминиевые цистерны-молоковозы, которые изготавливали в СССР, позже заменили на цистерны из нержавеющей стали. Этот материал не подвергается окислению при контакте с пищевыми продуктами и служит намного дольше, чем цистерны из обычной стали.

Перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом

На железнодорожном транспорте жидкие грузы можно перевозить двумя способами: в цистернах и бункерных полувагонах.
По данным журнала rzd-partner.ru на 2019 год парк цистерн в России составляет 254 тысяч единиц, что с избытком покрывает текущий объем перевозок.

Перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом

Цистерны бывают четырехосные и восьмиосные. Между собой цистерны отличаются по типу перевозимой жидкости и её характеристикам. Для транспортировки скоропортящихся жидкостей цистерны оборудуют охлаждающим оборудованием. Для вязких, застывающих грузов используют цистерны с подогревающим, теплоизолирующим оборудованием.
Вещества с большим уровнем вязкости и быстрым застыванием, как у битума, перевозят в полувагонах бункерного типа. Это двух- и четырехосные платформы, на которых установлены самоопрокидывающиеся бункеры с двойными стенками и двухстворчатыми крышками. Их нельзя заполнять до краев – до кромок бортов не доливают 250 мм для предотвращения расплескивания груза. Для выгрузки бункерные полувагоны опрокидываются на бок при помощи пневматической системы выгрузки и груз выливается в приёмную яму.
Преимуществами железных дорог перед автомобильным транспортом можно назвать:

  • Безопасность. На железной дороге аварии происходят редко, по сравнению с автотранспортом;
  • Независимость от погодных условий.

Два этих фактора делают железнодорожный транспорт выгодным вариантом для перевозки крупных партий груза на дальние расстояния.

Перевозка наливных грузов автомобильным транспортом

По данным Росстат за 2018 год автомобильным транспортом перевезено 5404 миллионов тонн груза. Общий грузооборот по всем видам транспорта составил 8071 миллионов тонн, то есть доля автомобильного транспорта от всех грузовых перевозок составила 67%.

Перевозка наливных грузов автомобильным транспортом

Для перевозки жидкости на автомобильном транспорте применяются:

  1. Автоцистерны. Как и железнодорожные, автомобильные цистерны различаются между собой по типу жидкости, для которой они предназначены. Разница между автоцистернами проявляется в наличии температурного режима и устройства его работы. Сандартная автоцистерна не имеет температурного режима. На жаре жидкость в ней быстро нагреется, а в минусовую температуру такую автоцистерну нельзя использовать, так как жидкий груз замерзнет. Для скоропортящихся жидкостей подходит изотерма. Изотерма — это автоцистерна, которая может сохранять температуру жидкости в течении суток. Но и после суток потери невелики: за каждые последующие сутки изотермитеская цистерна теряет от одного до трех градусов цельсия. Существует изотерма с паровой рубашкой. Как видно из названия, такая цистерна оборудована темпловым оборудованием, работающим за счет горячего пара. Есть автоцистерна, которая поддерживает нужную температуру на протяжении всего пути. Её температурный режим называется автономным подогревом.

    Самым сложным типом автоцистерн являются цистерны ADR. Для из производства используют высокопрочную утолщенную сталь. Для нефтехимии такие цистерны оборудуют датчиками контроля, которые позволяют водителю в пути контролировать её состояние. Они делятся на девять классов, соответствующих классу опасности груза, под который цистерна изготовлена.

  2. Флекситанк. Полимерная мягкая емкость подушечной формы, устанавливается в стандартный 20 футовый контейнер. В сложенном состоянии занимает 0,25 м3, что экономит место при хранении и транспортировке. Вмещает от 14 тысяч до 24 тысяч литров жидкости. Внешняя оболочка флекситанка усилена металлизированной тканью. Флекситанк не предназначен для опасных грузов и подлежит утилизации после выгрузки. Установка флекститанка в контейнере, его заполнение и слив не требует прохождения специального обучения, поэтому может выполняться непосредственно в пунктах отправления и прибытия.
  3. Танк-контейнер. Танк-контейнеры — это своеобразный гибрид цистерны и контейнера. Состоит из цистерны и рамы на базе двадцатифутового контейнера. Существуют безопасные танк-контейнеры для перевозки нефтепродуктов и токсичных веществ. За счет конструкции их выгодно использовать в мультимодальных перевозках, так как можно без перелива жидкости переместить танк-контейнер с одного вида транспорта на другой.

По сравнению с железнодорожным, автомобильный транспорт выигрывает в доставке от двери до двери. Далеко не во все регионы проложена железная дорога, часто автомобильный транспорт является единственной возможностью доставить наливной груз.

Перевозка наливных грузов водным транспортом

Классификация наливных грузов на море отличается от классификации, используемой на суше.

Перевозка наливных грузов водным транспортом

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов «МАРПОЛ 73/78» делит наливные грузы следующим образом:

  • нефтепродукты;
  • опасные для акватории жидкости;
  • неопасные для акватории жидкости.

Наливные грузы, погруженные в танк-контейнеры или флекситанки, по морским путям перевозят на контейнеровозах. Крупнейшие контейнеровозы класса “Post-Triple E”, которые принадлежат компании CSCL, могут перевозить 21000 ед. 40 футовых контейнеров. Также контейнера можно перевозить на лихтеровозах, они меньше и маневреннее контейнеровозов. Таким судном можно доставлять грузы в необорудованные или мелководные порты.

По данным ассоциации морских торговых портов за 2019 год в Российских портах объем перевалки наливных грузов составил 464,2 млн. тонн, что на 23% процента больше, чем объем перевалки сухих грузов. Из этого числа 426 млн. тонн приходится на нефть и нефтепродукты (92%).

Такая доля нефтепродуктов в перевозке морским транспортом объясняется расположением нефтяных месторождений и дешевой себестоимостью перевозки.

Большие объемы наливных грузов перевозят танкеры.
Танкеры – грузовые самоходные суда. У них нет как такового грузового оборудования. Большую часть объема судна занимают отсеки, в которые заливается перевозимая жидкость. Современные танкеры изготавливаются с двойными стенками дна и бортов. Двойные стенки повышают прочность судна и уменьшают вероятность разлива груза. Первые танкеры не имели таких стен, однако позже, с вступлением в действие «МАРПОЛ 73/78» 2 октября 1973г, это требование стало обязательным для вновь изготовленных танкеров.

Существуют супертанкеры, которые перевозят за раз более 318 тысяч тонн – это 2 миллиона барреля нефти, а также многосекционные, которые могут перевозить за раз несколько видов груза, до шести одновременно. Эти танкеры поделены внутри на специальные отсеки, которые не позволяют грузами смешиваться.

Виды и классификация грузов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

четыре × 3 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: