Обзор автомобиля ЗиЛ 157 — технические характеристики, модификации

Грузовик ЗИЛ 157 – внедорожник производства СССР. Более 60-ти лет назад на машиностроительном заводе в г. Москва выпустили первый вездеход ЗИЛ-157. Командой конструкторов во главе с А.М.Кригером была усовершенствована модель ЗИС-151. На протяжении примерно 30 лет, с 1958 года, это внедорожник продержался на выпускных конвейерах автостроительных заводов. Да и по сей день он считается самым проходимым.

Грузовик ЗИЛ 157

Его можно встретить как в снегах Крайнего Севера, так и в лесах Алтая. Конечно же, ЗИЛ-157 активно используется в армии. Он как никто другой может справиться с полевыми учениями, благодаря своей проходимости. Но это еще не все его достоинства.

Начало производства

История создания авто СССР имеет сложное начало. В начале 40х годов, когда уже не вызывало сомнений начало Второй мировой войны, конструкторы мировых автозаводов искали решение для усовершенствования армейской техники. СССР не остался в стороне, ведь улучшение обороноспособности было в приоритете.

Начало производства

Тогда благодаря коллективу конструкторов машиностроительного завода им. Горького, под началом А. А. Липгарта произошло событие перевернувшее понятие автостроения. А именно, после всевозможных тестов, они начали выпуск грузовиков с шарнирами равных угловых скоростей, благодаря которым передний мост автотранспорта превращался в ведущий. Так же по теории конструкторов для полноприводных машин должны быть шины с особенными протекторами для всевозможных условий передвижения по местности.

Грузовик ЗИЛ 157

Машины необходимо выпускать с особой развесовкой по осям. Дальнейшие разработки вездеходов прекратились из-за начала войны. Но это не помешало дать старт выпуску грузовика ГАЗ-63, единственный двухосный полноприводный внедорожник с уникальной проходимостью.

Автозавод им. Сталина в довоенные годы начал выпуск двухосных грузовиков ЗИС-32, которые по тем временам, отличались повышенной проходимостью. А в послевоенное время конструкторы завода начали работать над аналогом американского «Studebaker», взяв за основу ЗИС-151.

Так как советский грузовик отлично показал себя во время войны, в том числе, в качестве перевозчика знаменитых пусковых установок «Катюша», то выбор был очевиден. Но к большому разочарованию автомобильных создателей, ЗИС-151 на много уступал своему американскому коллеге. Это подтвердилось во время пробега по бездорожью весной 1949 года.

БТР-152

Так как первоочередные надежды на супер проходимые грузовики возлагала армия, поэтому все ошибки и недочеты нужно было откорректировать в короткие сроки. Так в 1950 году, на базе ЗИС-151 запустилось производство бронетранспортеров БТР-152, но уже с односкатной ошиновкой всех колес с шинами большей размерности.

Также был реализован проект по внедрению системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Что позволяло увеличить в разы проходимость грузовика на разных видах местности. Но при снижении давления в шинах, уменьшалась и скорость внедорожника.

Конечно же, при возможности регулировать давление в шинах плюсов было больше.

При уменьшении давления воздуха в шинах:

  • Увеличивается деформация и снижается удельное давление на грунт.
  • Уменьшается глубина колеи.
  • Снижаются затраты энергии на образование колеи.
  • Снижается сопротивление грунта движению колес.

Водитель при помощи централизованной системы мог осуществлять изменения давления в шинах даже во время движения. Данное ноу-хау очень понравилось военным, так как оно порядком увеличивало срок службы автомобиля. Плюс ко всему, при повреждении шины, движение внедорожника можно было не прерывать, так как система подкачки уравновешивала падение в ней давление воздуха.

Краткий обзор основных технических характеристик ЗИЛ-157

В 1958 году, при разработке ЗИЛ-157, эта система регулирования давления в шинах, конечно же, была внедрена. Поэтому размер новой шины изменился на 12.0018. Изначально подача воздуха в шины осуществлялась через трубочки с внешней стороны колеса.

подача воздуха в шины

Но по истечении некоторого времени эти трубочки забивались грязью, так как наружные защищающие трубы повреждались о камни, ветки, скалы и т.д. Поэтому конструкторами было принято решение перенести узел подвода воздуха к шине на внутреннюю сторону колеса.

Также конструкторы изменили количество колес, уменьшив их до шести. А запасное колесо, которое раньше крепилось за кабиной на модели ЗИС-151, теперь перекочевало под платформу. Это решение помогло уменьшить длину машины почти на 3,5 метра, а кабину придвинуть почти вплотную к платформе. Что улучшило равномерное распределение массы по всем осям, а общий вес внедорожника уменьшился на 100 кг.

Невидимая для камер наноплёнка на номера
Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Двигатель и коробка

Большой модернизации подвергся и двигатель вездехода. Для увеличения службы, была усовершенствована подвеска мотора. Чтобы улучшить систему смазки, был добавлен современный масляный насос и сальник коленвала.

Двигатель

Применение алюминиевой головки на шестицилиндровом блоке помогло повысить степень сжатия до 6.2. А добавление нового карбюратора повысило мощность до 104 лошадиных сил при крутящем моменте 334 Н/м. И это все при объеме 5,5л. Также к двигателю был вмонтирован новый радиатор, который охлаждался шестилопастным вентилятором.

На протяжении 30ти-летнего производства, двигатель ЗИЛ-157 неоднократно модернизировался. Так в 1961 году произошла замена 2-дискового сцепления на 1-дисковое, а мощность увеличили до 109 лошадиных сил. В 1978 году отказались от 5-ой повышающей, в коробке передач. Она стала пятиступенчатой с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передачах.

Раздаточная коробка была создана по двухвальной схеме, с принудительным включением переднего моста. Так же в нее добавились износостойкие шестерни и новые уплотнители.

Мосты

Усовершенствования не обошли стороной и мосты вездехода. Передний мост был дополнен шарнирами с равными угловыми скоростями и теперь мог отключаться водителем. Передача момента к заднему мосту осуществлялась с помощью пром.опоры, закрепленной на среднем мосту. Так же ведущие мосты были модернизированы усиленными кожухами полуосей, новыми ступицами и тормозами. Каждый мост стал иметь свой карданный вал.

Мосты

Дополнили количество шпилек для крепления колес, их стало 8, а не 6, как было ранее. Через пневматический привод, тормоз стал работать на все колеса.

Важно! С 1958 г. по 1986 г. китайский автозавод FAW выпускал точную копию ЗИЛ-157 под названием Jeifang CA-30.

Водителям – комфорт

Раньше кабина подобных вездеходов напоминала камеру пыток. Но в ЗИЛ-157 она стала усовершенствованной и более комфортной для водителя. При установке укороченных сошек в рулевом управлении, сила отдачи руля на руки во время движения, стала минимальной. Плавности хода добились путем установки современных амортизаторов.

Водителям – комфорт

В зимнее время года в кабине шофера стало тепло, благодаря установке водяного радиатора с электромотором и дополнительной системой обдува лобового стекла. Чтобы тепло из кабины быстро не выветривалось, ее дополнили качественными уплотнителями.

Новые сиденья стали регулируемыми с анатомической посадкой, что благоприятно сказывалось на здоровье водителя.

Победитель Гран-при

Доработанная версия ЗИЛ-157 была представлена в 1958 году. После прохождения тест-драйва, автомобиль по достоинству оценило руководство страны. И в этом же году советский внедорожник получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

Победитель Гран-при

О «короле бездорожья» узнал весь мир. Началось серийное производство грузовиков на автозаводе им.Лихачева в Москве, а поставки осуществлялись во все уголки планеты.

Главным преимуществом перед конкурентами были проходимость, надежность и простота конструкции. Основное предназначение ЗИЛ-157, была работа на вооруженные силы страны. Но также его активно применяли в лесном хозяйстве, как отличного тягача. Позднее автомобиль начали использовать в сельском хозяйстве и промышленности.

Автомобиль в цифрах

Габаритные размеры:

  • длина – 6,684 м;
  • ширина – 2,315 м;
  • высота – 2,360 м (с тентом – 2,915 м);
  • колесная база – 3,120 м;
  • дорожный просвет – 0,310 м;
  • передняя колея – 1,755 м;
  • задняя колея – 1,755 м;
  • минимальный радиус поворота – 12,000 м.

Размеры платформы:

  • длина – 3,570 м;
  • ширина – 2,090 м;
  • высота с решеткой – 0,926 м.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 5540 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2400 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 3140 кг;
  • полная масса – 10190 кг;
  • нагрузка на переднюю ось – 2770 кг;
  • нагрузка на заднюю тележку – 7420 кг;
  • грузоподъемность – 2500 кг.

Средний расход топлива на скорости 40 км/час составлял 42 л. Емкость топливного бака – 150+65 л. Автомобиль не был рассчитан на протяженные перевозки. Но, тем не менее, полный бак горючего мог позволить проехать более 500 км.

характеристика

Динамические характеристики:

  • максимальная скорость – 65 км/час;
  • максимальная глубина преодолеваемого брода – 0,850 м.

На сегодняшний день, ЗИЛ-157 уже давно снят с производства. Но слава о нем жива до сих пор. Иногда его можно встретить в сельской местности, в качестве помощника по хозяйству. Даже, несмотря на свой возраст советский внедорожник, еще может и будет работать на благо хозяина. И до сих пор он привлекает к себе большой интерес. Огромное количество фото и видео с его участием можно найти на просторах интернета.

Видео обзор — история создания

Модельный ряд ЗИЛ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

четырнадцать + пятнадцать =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: